На Малой Конюшенной часы не переведут
Легендарный метеопавильон Лансере оказался ничьим, не заняв 250-е место в реестре уличных часов Петербурга
Часы на Малой Конюшенной, что на павильоне в створе Чебоксарского переулка, изумляют прохожих, озадачивают туристов. Обращенные на три стороны света, они все показывают разное время. Не разных часовых поясов, как принято в интернациональных отелях, — что было бы понятно гостю города. Нет, всякий циферблат выстроил время каждый во что горазд. Сама витрина метеопавильона задрапирована тканью — еще лет десять назад тут был самописец, чертивший графики погоды, атмосферного давления и проч. Была достопримечательность города — теперь заброшенная будка.
Была достопримечательность города — теперь заброшенная будка.
Петербуржцам не надо напоминать историю этого метеопавильона — памятника трагической судьбе его создателя, художника «Мира искусства» Николая Лансере. В 1913 году павильон поставили по заказу Городской думы Петербурга. В 1930-е отправили в ссылку на Елагин остров (где ЦПКиО). Есть легенда, что он служил сараем для садового инвентаря. Не легенда — судьба создателя артефакта. С начала 1930-х годов блестящий мирискусник Лансере, профессор Академии художеств, — заключенный Гулага. Трудится в художественной шарашке: проектирует для ОГПУ-НКВД в Ленинграде, для представительских помещений вождей в Московском Кремле. В 1942 году погибает на пересыльном этапе. 30 октября мы отмечаем День памяти жертв политических репрессий: память Николая Лансере можно почтить, придя на Малую Конюшенную.
А что же с павильоном? Здесь — судьба даров городу и жестов меценатов. Его установка в конце 1990-х годов была частной инициативой. Время прошло, поколения сменились — далее ухаживать некому.
Смотрим адресный перечень уличных часов на 2014 год от комитета по благоустройству Смольного: в нем 249 «штук часов», по официальной терминологии. В Центральном районе, где Малая Конюшенная, — 44 штуки, начиная со швейцарских часов в арке Главного штаба, дара Швейцарии к 300-летию Петербурга. Центральный район лидирует по количеству уличных часов, содержащихся за счет городской казны. За ним следуют Адмиралтейский район (29 часов) и Красногвардейский (29, из которых 25 на Ладожском вокзале). Менее всего бюджетных часов в гигантском Приморском районе: всего две штуки.
На обслуживание бюджетных часовых механизмов город тратит около 2,5 млн. руб. в год. В этом году добавились траты на перевод стрелок: с 26 октября, с 2 часов 00 минут, московское время будет соответствовать третьему часовому поясу в национальной шкале времени Российской Федерации UTC (SU) +3 (в настоящий момент оно соответствует поясу UTC +4).
Перевод стрелок уличных часов Петербурга произойдет в 3.00, на что бюджетом выделено более 340 тысяч рублей. Часы на Малой Конюшенной в реестр официальных не входят — здесь перевода стрелок не будет, время как замерло в разных измерениях, так и останется.
Сейчас Малую Конюшенную перекладывают — делают новое мощение. Далее, когда она станет проходимой, к замершим часам можно будет водить туристов: демонстрировать специфику русской бюрократии. Интересно, сколько лет потребуется, чтобы внести эти часы под номером 250 в реестр значимых для города?