Не стреляйте в белых лебедей
На Малой сцене БТК состоится премьера спектакль «Далеко-далеко» по сюжету сказок Андерсена и братьев Гримм
В Большом театре кукол выходит спектакль по двум сказкам с единым практически сюжетом. Одна из них — «Дикие лебеди» Ганса Христиана Андерсена, вторая — «Шесть лебедей» Вильгельма и Якоба Гриммов, немецкая фольклорная канва, на которой вышил узоры своих образов датский сказочник-классик. Спектакль с маркировкой «12+», но с пометкой «спектакль для взрослых» выпускает Анна Иванова-Брашинская, педагог, режиссер и исследователь кукольного театра — 31 мая и 1 июня в 19.00 на Малой сцене.
Спектакль «Далеко-далеко».
В обеих этих сказках так много жестокости, зла, страданий невинных людей, что детсадовцам их не читают. Зато в школьном возрасте сами молодые люди их буквально проглатывают, и довольно часто ими зачитываются взрослые, стремящиеся разобраться со своим бессознательным — с безотчетными страхами и мучительными кошмарами. Потому что сказки изначально, как всем, конечно, известно, рождались не как чтение на ночь для малышни, а как воплощение (и заклинание) адских суеверий наших давних предков, которые дадут фору любому голливудскому ужастику. Впрочем, в наше время поводов для страхов, и отнюдь не социальных, меньше не стало. И хотя взрослые изобрели множество способов об этом не думать, актуальность фразы «женщина умирает тысячу раз, прежде чем доживет до 20 лет» из одной книжки, посвященной женскому бессознательному, с наступлением цивилизации на природу совсем не уменьшается. Об этом, собственно, и сказка про бедную красавицу Элизу, которая всю свою юность плела рубахи из крапивы, чтобы спасти братьев, превращенных в белых лебедей.
В спектакле Большого театра кукол «Далеко-далеко» заняты одиннадцать молодых актеров, которые существуют единой слаженной театральной командой уже семь лет, с тех пор как поступили на курс Руслана Кудашова (главного режиссера БТК) в Театральную академию. С тех пор их полюбили в городе, поверив в их страсть к сценическим играм, трудолюбие и неуемную изобретательность. Режиссер Анна Иванова-Брашинская — сторонник самого интересного типа кукольного театра, в котором «куклой» становится всё, что подвернется под руку артисту, а иногда и рука самого артиста, которая может, скажем, мгновенно обернуться клювом лебедя.
Скорее всего мы увидим довольно жесткую, безжалостную, честную и совершенно не сентиментальную историю о взрослении. Которая всегда начинается с того, что ты оказываешься за пределами уютного дома. Потому что, как сказано в упомянутой книжке, если ты не пойдешь в лес (ну, или еще в какое-нибудь стопроцентно опасное место, где никто не даст за твою жизнь и ломаного гроша), «с тобой никогда ничего не случится и твоя жизнь не начнется». А благодаря золотому перу Андерсена эта история стала еще и ослепительно красивой буквально с первой фразы: «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король…».