На Петербург обрушилась арктическая истерия
Ее завезли к нам финны
«Арктической истерией» называют поведенческие модели, формирующиеся в результате влияния природных особенностей арктического региона на психику человека. И дело даже не в столбике термометра, вот уже больше недели показывающего минус 20. Просто с одноименным проектом к нам приехали финские художники, дабы поделиться состоянием «глубокой меланхолии», которая, как мудро отметила куратор выставки Аланна Хейсс, свойственна обоим народам в равной степени.
Интересный факт: это последняя выставка данных работ финских художников. Впервые представленный публике в 2008 году в Нью-Йорке и объехавший за минувшие годы почти весь свет проект заканчивает свое путешествие в Петербурге, на выставочных площадях РОСФОТО.
В какой-то мере люди и кролики — одно и то же
В приватной беседе за чашечкой кофе своими впечатлениями от выставки с «Вечерним Петербургом» охотно поделился атташе консула Финляндии по делам СМИ Нико НУРМИНЕН.
— Какое значение вы придаете этой выставке?
— Мне кажется, что она дает полное представление не только о финской фотографии, но и о других ответвлениях искусства, совмещающих аудио- и видеоряд. Я рад, что, прокатившись по всему миру, финальная выставка открылась именно в Петербурге. Здорово, когда соседи знают о жизни друг друга что-либо, выходящее за рамки сухих сводок информагентств!
— На этой выставке многое посвящено жизни разных животных — от кроликов до оленей. С чем это связано?
— В какой-то степени все мы — как животные, как те же самые кролики. Они ведь тоже объединяются в сообщества, которые мы называем стаями, они проживают свои жизни от и до так же, как мы. И человек должен уважать живых существ, ведь у них тоже есть мозг и наверняка своеобразное самосознание. Лишь уважая братьев наших меньших, мы воистину станем уважать себя.
Музей природы
Поразительны полотна фотохудожника Илкки ХАЛСО, являющие собой симбиоз реальных сфотографированных объектов и трехмерного компьютерного моделирования. Используя эти технологии, Илкка отправляет зрителя в весьма неуютный, но между тем завораживающий мир, в котором природа уже не является общедоступным достоянием, она — музейная ценность! Валуны, трава, деревья хранятся на полках невероятного по объемам склада, целые пространства леса, окаймленного рекой, скрываются под стеклянным куполом.
Пытаясь разобраться в «реалистичном сюрреализме» фотографий цикла «Музей природы», мы задали художнику несколько вопросов.
— Как к вам пришла идея поместить природу в музей?
— Как-то под Хельсинки мы с друзьями ремонтировали летнюю хижину. Возвели вокруг нее строительные леса… А вокруг нас была идеальная природа! Вот меня и посетила мысль: человек столь самонадеян, что уверен в своих силах подчинить что-либо, пусть и природу вокруг себя, пугающе безоговорочно. Отсюда и строительные леса вокруг дерева на одной из картин… Просто стоит понимать, что это несколько ироничный взгляд на вещи.
— Следуя на машине из России в Финляндию, ощущаешь огромную разницу между нашими странами — чем ближе к вам, тем чище вдоль трассы…
— Если вы клоните к тому, что в картинах имеется кивок в сторону России, — то это не так. Это кивок в сторону всего мира, расточительно относящегося к своему богатству. Относительно же России: не хочется вас обижать, но не исключено, что вскоре вам может потребоваться помощь, ибо безответственность, с которой вы относитесь к своим природным ресурсам, пугает. Не сомневаюсь, что у такой страны, как Россия, должно существовать развитое природоохранное законодательство. Было бы отлично, если бы оно работало. Стоит помнить, что у всех нас еще есть выбор: будет ли природа всеобщим достоянием в привычном своем виде или же придется покупать билеты в Музей природы, чтобы вспомнить, что это такое.
Подготовил Алексей БЛАХНОВ