Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

На Сенную спикирует отметина 2000-х

«Вечерний Петербург» узнал подробности сооружения вестибюля «Спасской»

Сейчас значительная часть Сенной площади отрезана синим забором. Увидеть, что за ним происходит, можно с верхних этажей торгового комплекса «ПИК» — на площадке монтируют проходческий щит для строительства наклонного хода станции «Спасская», здесь же появится и ее вестибюль.

Сейчас на Сенной монтируют проходческий щит. Фото: Аллы РЕПИНОЙ

По тенденции последних лет наземный вестибюль станции станет частью нового здания, которое включит в себя и вестибюль станции «Сенная площадь». Старый павильон, сооруженный в 1960-х годах, в советские времена называвшийся «Площадь Мира», будет демонтирован.
Такова часть плана тотальной реконструкции Сенной площади, о которой мы уже рассказывали читателям «ВП» (3 декабря 2010 г., «Рынок с трудной судьбой»).

Инженерную и транспортную часть проекта выполняет государственное учреждение «Ленгипроинжпроект» — подразделение комитета по градостроительству и архитектуре города. Из стен этого института выходят практически все крупные проекты переустройства городской инфраструктуры.

Архитектурная составляющая проекта — за группой частных компаний «СУАРТ», известной городу по «летающей тарелке» в Александровском саду — новому надземному вестибюлю станции метро «Горьковская» и торгово-развлекательному комплексу «ПИК» на Сенной. Соответственно, вестибюли «Спасской» и «Сенной» вписаны «СУАРТом» в торговый комплекс «ПИК-2». Именно вторая очередь «ПИКа» выдвинется на авансцену реконструируемой площади.

— Замкнет неорганизованное градостроительное пространство, — так формулирует это изменение облика площади архитектор Александр Супоницкий, генеральный директор «СУАРТ». — Прежде здесь стоял жилой дом в одну линию со зданием через улицу Ефимова. Его снесли в начале 1960-х одновременно с храмом для строительства павильона станции метро «Площадь Мира». Таким образом, здесь уже почти полвека «выпавший зуб». Южный фланг площади разрушен  — напоминает пространство комнаты с выломанной стеной.

Классика умножена авангардом в прямом смысле слова. Эскизы: «СУАРТ-проект»

«Ленгипроинжпроект» внес в концепцию обновляемой Сенной два «протезирующих элемента» — это здание и «упоминание» о снесенной церкви в формате отдельно стоящей колокольни. Есть и сторонники полной реконструкции храма. Есть и противники: от церкви не сохранилось точных и полноценных обмеров — есть опасение, что при воссоздании может получиться «новодел» — псевдоисторический фальшобъект.
Но храм — за рамками нынешней реконструкции, срок которой очерчен 2013 годом, временем ввода в действие новых вестибюлей метро. Сейчас речь идет только о накрывающем их здании.

— Было разработано около 30 вариантов стилистических решений, — рассказывает Александр Захариевич. — Среди них были и ультрасовременные, но нам предложили сделать варианты исторической стилизации по мотивам снесенного в 60-х годах дома.
— Сейчас фасад «ПИКа-2» призван поддержать фронт исторической застройки площади в целом, это некий собирательный стилистический образ, — уточняет Илья Юсупов, главный архитектор проекта. — Пятиэтажное здание в высоту соседнего дома через улицу Ефимова, принимающее его вертикальный ритм. С «ПИКом-1», у которого будет разобрано остекление фасада, новое здание объединит общий атриум.

— «ПИК-2» будет также зданием торгового назначения, — сообщает гендиректор «СУАРТа» Супоницкий. — Наряду с использованием исторических тем  мы постараемся сохранить в проекте и современные архитектурные приемы, дабы проявить на фасаде функциональное назначение сооружения и время его рождения.
В проекте из фасадной стенки на площадь выпирает внушительная стеклянная пика. Эта дань торгово-офисной стеклянной архитектуре уже вызывает скепсис у критиков проекта. Но трудно предсказать, как отзовется об этом авангарде Градостроительный совет при правительстве города.

Ультрасовременное здание тоже может оказаться проходным вариантом. Эскизы: «СУАРТ-проект»

— Вот посмотрите, мы для «Горьковской» тарелку нарисовали и сами же считали ее абсолютно непроходным вариантом, — вспоминает 2008-й — год реконструкции вестибюля «Горьковской» — Александр Супоницкий. — И тут неожиданно для нас на Градсовете говорят: — Да, мы имеем право поставить в этой точке Петроградской стороны, где собралась архитектура самых разных исторических эпох, отметину двухтысячных. Вполне допускаю, что нечто подобное может произойти и при обсуждении стилистики «ПИКа-2».

Алла РЕПИНА
↑ Наверх