Газета выходит с октября 1917 года Sunday 12 января 2025

На Троицком мосту ждали Чкалова

Некогда самый длинный и самый изящный мост в Петербурге оказался еще и самым невероятным съемочным объектом

Закрыть проезд и проход с шести утра и до шести часов вечера по Троицкому мосту — такое могут позволить себе только киношники.
20 августа здесь весь день витала тень комбрига Чкалова, точнее — самого его безрассудного поступка.
Если верить волшебникам с кинокамерой из компании «СолоФильм», Троицкий закрывали на проезд и проход в истории этой переправы только два раза. Оба раза воссоздавали аттракцион неслыханной дерзости Валерия Чкалова, когда тот рискнул жизнью и на своем «Фоккере Д-7» пролетел под центральным сводом моста в 1926 году. Создатели фильма с рабочим названием «Крылья» не ставят под сомнение легендарный полет Чкалова. Так как творят свою почти греческую трагедию героя на фоне эпохи. Где было все — былинная жизнь, богатырские подвиги и большая любовь.

Андрей Мерзликин играет роль друга Чкалова Александра Анисимова. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Восемь серий нужно отснять за 75 дней
…Покрытый сеном центральный пролет, масса суетливого киношного люда и группа граждан, одетых по моде 30-х. Вот оно, чудо по имени Кино! Живописную картину съемочного процесса дополняют нелепые синие тенты и масса чужеродной для Троицкого моста техники. Одна ветродуйная установка чего стоит! И все в движении, все вертится и крутится, бурлит и клокочет. Кажется, только сильный невский ветер смягчает напряженную атмосферу съемочного процесса.

«Мы в Петербурге только на три дня, — объясняет весь этот муравейник исполнительный продюсер проекта Александр Малинкович. — Столь краткий визит в Петербург продиктован общей динамикой съемок. Весь фильм, все восемь серий, мы должны снять за 75 дней…»

Режиссера — к слову, мастера тонкой комедии «Каникулы строгого режима» — Игоря Зайцева для краткого комментария просто не остановить. Он не стоит на месте — то дает указания Андрею Мерзликину и Светлане Фроловой, актерам, которые сыграют двух важных в судьбе Чкалова людей, то он у массовки, то у операторов, то…

Яркая, голубоглазая, активная героиня Светланы Фроловой выбирает между Анисимовым и Чкаловым. Итог очевиден!. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Пока оператор и режиссер решают, как им лучше спикировать на массовку, разговорились со Светланой. «Моя героиня стоит перед выбором, кто ее сердцу мил — Чкалов или же персонаж Андрея Мерзликина. Яркая, голубоглазая, активная, она не может долгое время решиться. Но итог очевиден…» Монолог актрисы происходит на ходу. Времени на чай и отдых почти нет. Светлана одновременно красит ярким цветом свою героиню и набирает сушек. Проголодалась, подумали мы. Ан нет. Это дар копытной актрисе, кобыле с премилым именем Пава. Звезда экрана с 15-летним стажем, Пава активно изображает пережитки буржуазного прошлого, работает на извозчика в период покорения города авто и трамваями. И с кем она только не снималась: рязановские комедии, масштабный блокбастер «Адмирал»!.. Везде поцокала копытом.

Кобыла Пава — актриса с 15-летним стажем!. Фото: Натальи ЧАЙКИ

Усталость пройдет, а воспоминания останутся
А за кадром — драма. Один из эпизодников затрепал газету. Казалось бы, мелочь. Но не тут-то было. Газета, точная копия выпуска «Ленинградской правды», — важный элемент реквизита. «Это больше, чем копия старой газеты, — утверждает Нина Твердохлебова, художник по реквизиту. — Мы отпечатали эту копию на настоящей газетной бумаге. Даже если этот элемент попадет в кадр незначительно, он должен быть убедительным, настоящим…»

Актеры массовых сцен, бойцы еле видимого фронта, были рады шансу покрасоваться в одежде тех лет. «Я одета как модница конца 20-х, — кокетничает с нами Марина Шведова, — и мне это импонирует. Знаете, приятно окунуться на съемках в атмосферу прошлых лет. В этом году я успела сняться в нескольких исторических, костюмированных проектах. При этом «Крылья» стоят особняком. Нахожусь под сильным впечатлением. Иногда казалось, что я и вправду в 26-м году прошлого века! Усталость есть, мы тут с полседьмого утра, но она пройдет, а воспоминания останутся... Заинтересовалась жизнью Чкалова, собираюсь о нем почитать...»

Нам нужен «свой парень»!
Обычно съемочная площадка закрыта для посторонних. Но «Крылья» раскрыли свои творческие объятия всем желающим запечатлеть момент киношного чуда. Восхищенные прелестью момента прохожие, которых порциями пропускали с одного берега на другой, щелкали что попало на свои фотоаппараты.

Средь толпы вдруг выделился он, вокруг которого все и вертится. Пришел с супругой и малолетним дитем. Евгений Дятлов, он же Валерий Чкалов, в тот день не снимался. Но будучи главным действующим лицом, не мог не прийти на площадку.

«Первая моя реакция на вопрос, хочу ли я сняться в роли Чкалова, — удивление, — раскрывает все тайны актер, переходя от одной приветствующей руки к другой. — Где я и где Чкалов. Он одной комплекции и роста, я — совершенно другой. Но со временем мы с режиссером картины Игорем Зайцевым сошлись в одном: наш герой — нечто поэтическое, нечто романтизированное, это скорее архетипический персонаж, нежели главный герой из документального цикла «Жизнь замечательных людей».

Того же мнения придерживается и режиссер картины, его мы вычленили из процесса по окончании рабочего дня. Сдался на милость прессы. «Мы снимаем что-то вроде исторической баллады, где романтизация главного героя, его поступков, очевидна и оправданна, — впервые, пожалуй, за день остановился и вступил в диалог Игорь Зайцев. — Мы стосковались по героям, истинным, настоящим, героям нашего времени. И Чкалов из их числа. Нам нужен «свой парень», способный вдохновить молодежь на нечто позитивное, доброе, правильное в своих поступках».

В субботу на Троицком мосту сновали туда-сюда люди, одетые по моде 30-х годов прошлого века. Фото: Натальи ЧАЙКИ

А где же пролет под мостом?
Окрыленные сказанным и увиденным, мы ушли с моста за минуту до его открытия — для всех видов транспорта. Уже на берегу осознали — а где сам пролет, где самолет? Имитация движения, приседавшие в страстном порыве «прохожие», самоотверженный порыв главной героини — все есть. А где же подвиг? Выяснили. Оказалось, самолет и героя нашего времени в нем «пришьют» позже, в фильме будет много добротной компьютерной графики. Без этого сейчас никак. В отличие от первого байопика из жизни Чкалова, где и самолет, и пролет были настоящими. Сейчас риск оказался делом неоправданным…

Дмитрий МОСКОВСКИЙ
↑ Наверх