Газета выходит с октября 1917 года Thursday 18 июля 2019

На Волхонском шоссе ревели ретромоторы

Под Пушкином прошла традиционная гонка старинных мотоциклов «Волхонская верста»

Прекрасно, что в нашем городе есть энтузиасты, не дающие забыть о славных страницах истории питерского спорта. Неделю назад мы сообщали о реконструкции на Дворцовой площади партии в «живые шахматы», состоявшейся там 90 лет назад. А сегодня расскажем о гонке ретромотоциклов, которая вот уже семь лет проводится на Волхонском шоссе в память о первой в России мотогонке, прошедшей на том же месте в 1898 году.

Ретромотопарад по Пушкину.

Та самая первая Гонка моторов, как она тогда называлась, проходила 11 октября 1898 года на Волхонском шоссе по маршруту станция Александровская — Стрельна и обратно. Дистанция ее составила 39 верст (41,6 км). Участвовали в ней шесть трехколесных мотоциклов «Клеман» французского производства — по конструкции скорее мотовелосипедов, с двигателем «Де Дион-Бутон» мощностью всего в 1,75 лошадинойсилы.

Тем не менее, несмотря на «худосочность» и нелегкие дорожные условия, гоняться пришлось по заснеженному булыжнику — победитель развил весьма приличную среднюю скорость — 27,3 км/час, проехав дистанцию за 1 час 33 минуты 36 секунд. Интересно, что все «клеманы» до финиша добрались, а вот гонявшийся с ними вне конкурса автомобиль «Бенц» сошел с дистанции на полпути…

Победителем Гонки моторов, вписавшим себя в историю российского мотоспорта, стал Павел Николаевич Беляев, о котором следует сказать несколько слов. Успешный коммерсант, потомственный Почетный гражданин Санкт-Петербурга, на переломе веков он страстно загорелся новым увлечением — моторами, как тогда говорили. Именно он был в числе организаторов первой Гонки моторов.

Павел Николаевич Беляев на мотоцикле «Клеман». Из собрания ЦГАКФФД.

В 1904 году Беляев вместе с группой единомышленников организовал Санкт-Петербургский автомобиль-клуб, председателем которого стал в 1907 году. Преемником СПАКа в советские годы стал Ленинградский автомотоклуб. Беляев был в числе создателей Российского автомобильного общества, организовывал в России ряд масштабных гонок — автомотогонки  Санкт-Петербург — Рига и обратно в 1909 году, международной автогонки Санкт-Петербург — Москва в 1911 году, гонки на Императорский приз Санкт-Петербург — Киев — Москва — Санкт-Петербург в 1910, 1911 и 1912 годах.

Стараниями Беляева гонка Александровская — Стрельна продолжалась практически до Первой мировой войны. В 1904 году Павел Беляев учредил кубок своего имени и лично вручал его победителям этой гонки.

В 2008 году — в год 110-летнего юбилея первой Гонки моторов — энтузиасты из петербургского клуба «Мотоциклистъ», объединяющего питерских любителей старинной мототехники, решили возродить гонку на Волхонском шоссе, чтобы отметить это важное событие в истории российского мотоспорта, а также вспомнить о его выдающемся энтузиасте. Был учрежден Кубок Павла Беляева, который вручается победителю гонки на старинных мотоциклах, которая проходит практически на том же месте, что и историческая Гонка моторов. Правда, формат ее изменился.

«Понимаете, проводить настоящую гонку на скорость практически нереально, — пояснил корреспонденту «Вечёрки» один из руководителей «Мотоциклиста» Юрий Тюрин. — Наш клуб объединяет владельцев мотоциклов года выпуска до 1960 включительно. Однако есть немало довоенных экземпляров, а один мотоцикл BMW даже 1924 года! И каким гандикапом всех уравнять»?

Поэтому было решено проводить гонку на «равномерность движения». Отмерялась дистанция в одну версту, которую надо было пройти до поворота и вернуться обратно — таким образом гонщики проезжали две версты. И пройти их надо было со средней скоростью 27,3 км/час — той, что показал Павел Беляев в 1898 году.

Анатолий Метус из Таллина у трофейного мотоцикла.

Нехитрый подсчет показывает, что контрольное время прохождения дистанции — 4 минуты 48 секунд. Кто покажет наиболее близкий результат к нему, тот и увозит Кубок Беляева.  Казалось бы, ничего сложного — но организаторы приготовили гонщикам «подвох»…

А именно, заклеивали спидометры лейкопластырем и отбирали часы, мобильные телефоны и прочие устройства, которые могут показывать время! Так что мотоциклистам оставалось полагаться на свою интуицию, чувство времени — или считать про себя секунды.

Нынешняя «Волхонская верста», прошедшая в прошлую субботу в Александровской, что под Пушкином, — уже седьмая по счету. И одна из самых масштабных — на дистанцию вышли 36 мотоциклов, мотороллеров и мопедов. Причем среди участников не только петербуржцы — так, семь экипажей выставил клуб «Мотомир» из Самары, четверо гонщиков приехали из Химок, были также участники из Эстонии и Латвии.

Жара внесла свои коррективы в гонку — моторы нередко «прихватывало», кое-кто не мог сразу завестись или глох на дистанции. Дело в том, что в старинные стальные цилиндры при реставрации моторов приходится ставить современные алюминиевые поршни (стальных уже просто не делают, а вытачивать новый поршень — задача архитрудная), а у алюминия коэффициент расширения больше, чем у железа. Вот поршни и «прихватываются» стенками цилиндров, начинают заедать. Три мотоцикла вообще не доехали до финиша.

Победителем стал Эдуард Мокин из Химок, показавший на своем мотоцикле «Чезет» чешского производства 1951 года выпуска результат 4 мин. 49 сек. — всего секунда разницы. «Я считал секунды про себя, — посмеялся Эдуард на вопрос корреспондента о причинах такой фантастической точности. — А вообще-то у каждого мотоциклиста должно быть хорошо развито чувство времени».

После гонки участники парадом проехали по Пушкину, после чего выстроились перед Екатерининским дворцом, где все желающие могли увидеть старинные мотоциклы и побеседовать с их владельцами. Такая же «выставка» прошла в тот же день у Пулковской обсерватории, а днем позже, в воскресенье — у Гатчинского дворца.

Подробный фотоотчет о ретромотопараде по ссылке: «Волхонская верста» под Пушкином.

↑ Наверх