На Загородном, 28, звучит «Музыка украинской ночи»
Под таким названием в музее-квартире Римского-Корсакова открыта выставка, посвященная «гоголевским операм» великого композитора
Кто бы мог подумать, что жизнь может сыграть такую нехорошую шутку с устроителями выставки, посвященной, пожалуй, самым ярким и светлым операм Римского-Корсакова? Ведь сейчас слова «украинская ночь» воспринимаются скорее как характеристика действительно мрачного времени, которое сейчас переживают наши соседи — а не знаменитый образ из пушкинской «Полтавы». Ну а название выставки вообще вызывает в памяти расхожее выражение о говорящих пушках и молчащих музах…
Вот только заведующую музеем-квартирой композитора Нину Костенко этот «контекст событий» не смущает. «Да, аллюзии возникают, и никуда от них не деться, — признает Нина Владимировна. — Но наша выставка — такая добрая, такая светлая — сама себя от них ограждает. Так что не надо здесь пытаться искать каких-то связей с современностью. Ведь выставка эта была задумана больше года назад»…
Заведующая музеем-квартирой Римского-Корсакова Нина Костенко перед костюмом Солохи к опере «Ночь перед Рождеством»
Светлая точка на мрачном небосклоне
И это так — с 2011 года Музей-квартира Римского-Корсакова проводит цикл выставок, посвященных различным операм композитора. Начался он со «Снегурочки», которую сам Римский-Корсаков считал лучшим своим сочинением. Затем последовали «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок». Наконец, выставка «Маленькие трагедии», недавно закрывшаяся. Посвящена она была опере Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» — в контексте опер других композиторов «Могучей кучки», написанных на сюжеты трагедий, входящий в данный драматургический цикл Пушкина.
И вот — «Музыка украинской ночи»… «Было ли у нас желание поменять название? Не скрою — было, — признается Нина Костенко. — Но все-таки решили оставить. Во-первых, оно — фактически, прямая цитата: «Украинская ночь» — так называется вступление к третьему действию оперы «Майская ночь». Но главное, мы решили, что пусть выставка с таким названием будет светлой точкой на нашем мрачном, к сожалению, небосклоне. Таким же светлым, как ранние произведения Гоголя для балакиревского кружка, куда входил и Римский-Корсаков».
Действительно, члены «Могучей кучки» буквально жили Гоголем. Нередко на своих встречах читали они страницы повестей из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», бывало, перечитывали за вечер по несколько раз. А сам Римский-Корсаков, покоренный и очарованный напевной прозой Гоголя, столь близкой к стихотворной речи, считал «Вечера на хуторе близ Диканьки» одним из лучших произведений писателя.
Клавиры «Майской ночи» с автографами Риимского-Корсакова
Свадебный подарок
Ну а «Майскую ночь» он выделял особо. Она прошла через всю жизнь композитора — и это выставка наглядно демонстрирует. Достаточно сказать, что «Майская ночь» соединила Николая Андреевича с его женой Надеждой Николаевной. Именно во время совместного чтения повести, что называется, между гоголевских строк, Римский-Корсаков сделал предложение своей невесте, которое было тут же принято. А «Майская ночь» — уже как опера — стала свадебным подарком от композитора своему верному спутнику жизни. Правда, преподнес он его не сразу.
Еще невестой Надежда Николаевна просила его написать оперу на этот сюжет. Композитор долго обдумывал сюжет, а приступил к работе над ней спустя пять лет после свадьбы, в 1877 году. И когда Римский-Корсаков в 1880 году оперу завершил, он посвятил ее жене. Посвящение это мы можем видеть на представленных на выставке двух клавирах оперы, один из которых с дарственной надписью Римского-Корсакова своему хорошему знакомому, директору канцелярии морского министерства К. А. Манну, а с другим работал сам композитор.
Елизавета Бём портрет Н. Н. Римской-Корсаковой
Свидетельством непреходящей любви супругов является и карандашный портрет Надежды Николаевны, сделанный по просьбе Николая Андреевича в 1898 году — через 26 лет после их свадьбы. Автор его — Елизавета Бём, известная, прежде всего, своими рисунками для детских книг, в том числе и на сказочные сюжеты. Елизавета Меркурьевна дружила с Римскими-Корсаковыми домами, и однажды композитор попросил ее сделать подарок для его жены — нарисовать ее портрет…
К сожалению, материальных свидетельств о премьере 21 января 1880 года осталось немного — в основном, эскизы декораций работы М. П. Бобышова, а также уникальные экспонаты — рисунки из альбома Федора Стравинского, отца знаменитого композитора Игоря Стравинского. Федор Игнатьевич — артист императорских театров, певший басом, был исполнителем партии Головы на премьере «Майской ночи». И он мастерски и весьма колоритно изобразил себя в этой роли, а также и других персонажей оперы …
Прабабка на сцене
Зато о премьере «Ночи перед Рождеством» в ноябре 1895 года на выставке рассказывает многое. Здесь и эскизы облачного занавеса и декораций М. В. Бочарова, П. Б. Ламбина и Д. В. Бобышова, и эскизы костюмов художника Е. П. Пономарева. Ну а костюмы Солохи и двух баб — с обыкновенным носом и с фиолетовым — посетители вообще увидят впервые, они раньше не экспонировались.
Костюм Солохи с премьеры 1895 г.
Но главное, свидетельства грандиозного скандала, случившегося на генеральной репетиции «Ночи перед Рождеством» 20 ноября 1895 года. Она была обставлена как премьера для узкого круга приглашенных лиц, главными из которых были великие князья, дядя Николая II Владимир Александрович и двоюродный дядя Михаил Николаевич. Они-то и явились главными действующими лицами скандала…
И. Новиков портрет Н. В. Гоголя
В повести Гоголя императрица, у которой кузнец Вакула выпрашивает башмаки, представлена под своим именем — Екатерина. В опере эта партия называется просто Царица. В Дирекции Мариинского театра решили угодить высоким гостям и загримировать исполнительницу партии Царицы Марию Мильц под Екатерину II. И не угадали: именно вид царственной особы «в балагане», как выразился Владимир Александрович, возмутил их больше всего. «Неужели я имею честь видеть свою прабабушку?», — издевался он над бедной Мильц. А Михаил Николаевич приказал «вымарать» из декорации вид Петропавловского собора, где покоятся его августейшие предки…
Пришлось Римскому-Корсакову менять либретто и музыку оперы. Впрочем, сделал он это довольно издевательски: просто переписал партию Царицы на октаву ниже и отдал ее тенору. Вместо Царицы на сцене появился Светлейший! «Раз они хотели, то пусть получат: Светлейший распоряжается гардеробом императрицы!» — язвительно прокомментировал Римский-Корсаков свою работу. Правда, премьера оперы из-за всех этих перипетий задержалась на несколько дней. Напоминают обо всей этой трагикомической истории с поистине гоголевским сюжетом, программки — как генеральной репетиции, так и двух премьер, отмененной и состоявшейся.
Муаровая лента от венка подаренного Римскому-Корсакову в связи с премьерой оперы «Ночь перед Рождеством»
А еще — муаровая лента с надписью «Бессмертному певцу солнечного культа и Купалы Римскому-Корсакову — слава», увивавшая венок, который благодарные поклонники его таланта собирались преподнести композитору на премьере «Ночи перед Рождеством». Однако Римский-Корсаков на премьеру «оболваненной» оперы не явился, и венок вручили ему дома. Лента от венка находится в постоянной экспозиции музея-квартиры, в гостиной, где стоит рояль, за которым творил композитор.
Погружение в сказку
Именно в гостиной тех, кому посчастливилось попасть на открытие выставки (а музей в этот день не закрывался!), ждал сюрприз — концерт из арий и ансамблей из «Майской ночи» и «Ночи перед Рождеством» в исполнении молодых исполнителей из труппы Мариинского театра — тенора Дмитрия Колеушко, баса Юрия Евчука, меццо-сопрано Юлии Маточкиной и концертмейстера Арины Скугаревой. Все-таки «музыку украинской ночи» хочется не только семь раз увидеть, но хотя бы раз услышать!
Дмитрий Колеушко и Юлия Маточкина исполняют дуэт Левко и Ганны из первого действия оперы «Майская ночь»
Ибо оперы Римского-Корсакова — не частый гость на сцене. Композитор, мастерски владея звуковой палитрой, щедро использовал ее всевозможные краски, а также различные технические приемы, в своих произведениях. В результате они источник наслаждение для музыкальных гурманов — и источник немалых трудностей для исполнителей. Но молодые певцы блестяще с ними справились!
Особенно хорош был Дмитрий Колеушко в партии Левко из «Майской ночи». «Римский-Корсаков — один из моих самых любимых композиторов, именно с него началось мое знакомство с русской музыкой, — поделился он с корреспондентом «Вечерки». — Моя первая партия в оперном классе консерватории была Елисей Бомелий, из «Царской невесты». С тех пор я погрузился в музыку Римского-Корсакова и буквально обожаю его творчество. Не только оперы, но и камерную музыку, часто пою его романсы».
Завершили концерт украинские рождественские колядки, или как их еще называют, щедровки, в исполнении фольклорного ансамбля «Яровина», которым руководит сотрудник музея-квартиры Шаляпина Александра Французова. Кстати, одну из этих щедровок Римский-Корсаков включил в музыкальную ткань «Ночи перед Рождеством».
Ну а подвела итог увиденному и услышанному пришедшая на открытие выставки правнучка композитора, Вероника Всеволодовна Прокофьева. «Я словно перенеслась в детство, когда меня за ручку водили в Мариинский театр и говорили: слушай и внимай, это написал твой прадедушка, — не скрывала она своих эмоций. — Благо ходить нам было недалеко, от угла Английского проспекта и бывшей Офицерской, ныне улица Декабристов. Свыше ста лет назад мой дедушка Владимир Николаевич поселился там, и мы с тех пор живем в этой квартире… Спасибо организаторам выставки, что они дали возможность погрузиться в чудный мир сказочных опер композитора».
Выставка продлится до 7 марта 2015 года. Будут и новые концерты, посвященные творчеству композитора.
Метки: Музыка Подмостки Выставки Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов