Газета выходит с октября 1917 года Sunday 12 мая 2024

На беседу с учителем приходит не родитель, а водитель

Откуда у неграмотных и нечитающих возьмутся грамотные и читающие дети?

Откуда у неграмотных и нечитающих возьмутся грамотные и читающие дети?

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Считается, что святые равноапостольные Кирилл и Мефодий подарили нам ту самую кириллицу, которой мы все пользуемся, на основе которой и стал великим и могучим наш родной язык. О том, как сегодняшние школьники постигают письменность и культуру, мы беседуем с преподавателем русского языка и литературы 80-й школы Петроградского района Евгенией Кушнир. 

— Евгения Ильинична, вы проработали педагогом-словесником 30 лет. Видели, как менялись поколения. Каких детей сейчас учите? В чем их главные проблемы, на ваш взгляд?

— Дети разные. Есть очень светлые, есть конформисты, есть и такие, кто четко усвоил: цель оправдывает средства. Так было всегда. Только нынешних детей ничто не удивляет, мало что трогает сердце. Они расчетливы, довольно циничны, с апломбом, но при этом несамостоятельны. Потому что многие любящие родители, бабушки, жалея своих чад, делают уроки за них. Ребенок написал прелестное сочинение «Первый раз в 5-й класс». Мама перечеркивает его, и ниже читаю уже гладкие, прилизанные фразы, как надо, по мнению мамы. А делается это по одной причине: во что бы то ни стало нужны отличные, хорошие оценки. Мысль, что ребенок должен быть успешен, реализуется родителями, а зачастую и учителями, абсолютно неверно. У многих детей очень плохая память, и это колоссальная проблема. Они абсолютно не приучены к осмысленному чтению. Знаков препинания не видят, написано одно слово — читают другое, а многие и читают почти по слогам. И когда спрашиваешь, о чем текст, они не могут ответить. Главное — прочесть быстро. Мне их бесконечно жаль. Они заложники, если не жертвы, нашего времени. Но все-таки мне всегда везло на красивых, умных, талантливых детей. И я не знаю, кто у кого учился: они у меня или я у них.

— Вы ведете сейчас 5-е, 7-е и 9-е классы. Три разных возраста. С кем легче, с кем труднее? И в чем главные трудности?

— В каждом возрасте свои прелести, свои плюсы и минусы. Сколько удивительных открытий, наблюдений сделано моими учениками на уроках литературы! Пятиклассники на вопрос, почему Василиса названа Премудрой, ответили: «Да она не Премудрая, а Преленивая. За нее все куколка делает, а она только ноет да плачет. Вон у Золушки тоже мачеха злая, и работает она много, а все время улыбается и поет».

Я была потрясена. 10-летние дети точно определили суть русского менталитета и французского. А как мы читали «Детство» М. Горького? Я привожу слова Блока: «Я понял: Россия — это не бабушка Гончарова. Россия — бабушка Горького». Знаете, что сказали семиклассники? «Неправда. Россия — дедушка Горького».

И тогда мы говорим о биполярности русского характера. А недавно девятиклассник захотел поговорить о Лермонтове, сказал, что именно сейчас понял, насколько поэт близок его душе: « В детстве я не читал Лермонтова, а сейчас, когда разбираем его стихи, каждое слово так во мне отзывается…» Да одно такое признание дороже всех наград! Самый сложный возраст у семиклашек, когда физиология начинает преобладать над разумом. И здесь нужны только терпение и любовь, да еще понимание родителей.

— Сейчас очень многие жалуются, что у школьников неразвитая речь, что им трудно высказать связную мысль, вообще рассказ, даже из нескольких предложений, им труден. Как сказала мне директор одной из школ, они общаются на уровне междометий и рекламных слоганов. Как им помогать в развитии речи? На что обращать внимание в семье?

— Чего мы только не делаем для развития речи! Но если с детства, в семье, ребенок не научился излагать свои мысли, вести диалог, то исправить это в школе крайне сложно. Я всегда прошу родителей почаще общаться с детьми, чтобы дети пересказывали им прочитанное, увиденное, чтобы в течение дня ребенок хотя бы минут по 10 читал вслух ( пусть мама в это время посуду моет, например)… Но родители сетуют на занятость, на усталость… Этот вопрос, наверное, надо переадресовать государству. Почему взрослые вынуждены так много времени и сил отдавать работе, а дети растут сами по себе или с нянями? Порой на беседу с учителем родитель приходит не сам, а посылает своего водителя. Вряд ли сейчас есть семьи, где по вечерам звучит совместное чтение вслух. А ведь только так возникает любовь к слову, книге и желание читать самому. Но уже давно сформировались поколения нечитающих и неграмотно говорящих родителей — так откуда же взяться читающим, грамотным детям?

— Еще момент. Чудовищная безграмотность, с которой сталкиваешься постоянно, особенно в Сети. Такое впечатление, что люди вообще не учились в школе. С этим-то что делать?

— Грамотность — это психофизические особенности ребенка. Вы же сами видите, сколько сейчас нездоровых детей, неуравновешенных, гиперактивных (их почему-то называют красивым эвфемизмом — индиго). Отсюда рассеянность, неспособность сосредоточиться. Тут и роды играют роль, и атмосфера в семье (а она далеко не везде благополучная и уютная), и откровенная безнравственность общества, когда буквально навязывается другой «могучий» язык: не просто жаргонизмы, а воровское арго. А компьютер только усугубляет безграмотность. Поэтому и не видят, как написано слово, и не могут его запомнить. Теперь даже в учебниках русского языка и литературы обнаруживаются ошибки. 

— Вы говорите, что дети обожают, когда вы читаете им на уроке классические произведения, слушают буквально затаив дыхание, а дома сами ленятся это делать. Какова, на ваш взгляд, природа этой лени? Ведь смотреть видео и играть на компьютере им не лень...

— Чтение — это труд. А дети не приучены трудиться. Они хотят получить все и сразу, не напрягаясь. И все вокруг кричит им: «Оттянись со вкусом!», «Один звонок — и ты миллионер!» А книги… Их так долго и трудно читать. Как сказал мне один ученик: «Да вы что с нами делаете?! Вы же нас думать заставляете. Это же трудно». Естественно, дети скорее станут смотреть «прикольный» ролик, а не фильм по рассказу Тургенева «Бирюк». И мы хотим, чтоб они были здоровы?

— Как вы оцениваете школьную программу по литературе? Слышны жалобы, что число уроков постоянно сокращается, что классика ужимается, чтобы втиснуть современных писателей...

— Нельзя объять необъятное. Часы на литературу сокращаются, а количество произведений остается прежним, да еще добавляются произведения современных авторов. Учитель литературы работает в тяжелейших условиях. 

— А кто осуществляет выбор учебников? Сам педагог, директор школы или вышестоящие инстанции?

— Педагоги сами выбирают учебник, естественно согласовав выбор с коллегами и завучем.

— Вы сами какие учебники предпочли и почему? И что для вас идеальный учебник?

— Я работала с самыми разными учебниками и вот сейчас выбираю учебник И. Н. Сухих. Учебник хороший, качественный, потому что отвечает запросам и учителя, и ученика. А идеальный учебник скорей всего невозможен.

— Как вы относитесь к ЕГЭ? Свыклись или по-прежнему считаете это нововведение вредным для образования?

— У меня неоднозначное отношение к данной форме экзамена. По русскому языку он удобен, хотя все равно не удовлетворяет. А литературу я бы категорически запретила сдавать в формате ЕГЭ, так же как и историю. 

Беседовала Елена ЕЛАГИНА рисунок Михаила Ларичева
↑ Наверх