Газета выходит с октября 1917 года Sunday 7 июля 2024

На чердаках Петроградской теперь сухо

Коммунальным службам удалось выйти из «кризиса двускатных крыш»

2011 год. Корреспондент «ВП» на только что отремонтированной крыше. Сколько уже он их обошел! И практически везде — халтура. Только что сданы, а где-то листы железа поднимаются от ветра, как парус, где-то фальцы разошлись…

Антивандальные трубы не погнутся и не отвалятся из-за наледи


2012 год. Корреспондент «ВП» на только что отремонтированной крыше. Сколько их уже было! И практически каждая вызывает ощущение надежности. Нет, я, конечно, не специалист, но со мной ходили представители прокуратуры, технадзора — и только языками прищелкивали.

Называется, почувствуйте разницу. Петроградской стороне предрекали потопы в квартирах. К счастью, прогнозы не оправдались. Сухо в домах. Конечно, сей факт заинтересовал, поскольку положительные примеры — редкость в жилищно-коммунальной сфере. Свои вопросы мы задали директору ГУ «Жилищное агентство Петроградского района» Карэму Юзбашеву.

— Как удалось выйти из кровельного кризиса 2011 года?
— Вы знаете, тут всем миром трудились. И район, и городские власти. Ноябрь 2011 года. Я назначен в ГУЖА Петроградского района. Из 130 кровель, поставленных на ремонт, около ста были открыты! Вода просто лилась в квартиры. Многие подрядные организации оказались просто фиктивными. На некоторых объектах менялись и вторые, и третьи фирмы. Вице-губернатор Сергей Козырев очень помог. По его сигналу от крупных строительных компаний на наши объекты направлялись бригады. Глава района Юрий Гладунов (месяц как на должности) большую часть рабочего дня проводил на объездах и крышах, в конце концов большинство кровель удалось закрыть. На некоторых работы заканчивали в январе и феврале. Повезло, что зима была удачной — теплой и без осадков. К новому ремонтному сезону готовились уже в конце 2011 года. Анализировали причины, думали, как не допустить подобного.

— Конкретные причины можете назвать?
— На кого-то пенять смысла нет. К концу 2011 года мы получили то, что получили. Тут целый клубок проблем. Подрядчики: их было очень много. Разные фирмы. Одни дееспособные, в других — только один сотрудник, гендиректор и он же бухгалтер, как следствие — ни финансового, ни людского ресурса. В этих случаях ни о каком ремонте речи быть не могло. Часть проблем крылась в формировании адресной программы и подготовке конкурсной документации, условиях, по которым выбирались подрядчики. 

Суть в чем? Есть три этапа формирования адресной программы по капитальному ремонту. Первый — заявки. Это протоколы собраний собственников жилья. Второй — дефектная ведомость. Ее составляют управляющие компании, в данном случае жилкомсервисы Петроградского района. Это документ, где должны быть перечислены все дефекты, которые требуют замены или ремонта: какие стропила нужно менять, а какие — оставить, сколько должно быть слуховых окон и так далее. На ее основе составляется техническое задание. Потом составляется смета.

Во время ремонта жильцы приходили на чердак как на дежурство

Теперь представьте, если протоколы собраний собственников жилья составляются формально, если специалисты, составляющие дефектные ведомости, не выходят на объект, а пишут все в кабинетах... И таких фактов было много. Иногда цифры буквально выдумывались. Вместо реальных 1000 квадратных метров писали 700, стропила вообще решали не менять, а они гнилые... Если неверна дефектная ведомость, то неверна и смета. И подрядчикам — головная боль. Одни выкручивались как могли. Другие делали все по смете, получая и результат соответствующий. Третьи, как я уже говорил, просто не появлялись на объектах.

— Надо было менять систему...
— Совершенно верно. Но слабые места стали видны, когда мы начали выходить на адреса. Адресная программа на этот год формировалась уже тогда. И мы тщательно контролировали процесс создания дефектных ведомостей, техзаданий, изготовления смет. Мы прошли только первый этап оптимизации этого процесса. Жильцы не знали, как взаимодействовать с управляющими компаниями. А в тех зачастую просто не знали, как и что делать с заявками жильцов. Но худо-бедно этот этап мы прошли. Потом начался отбор подрядчиков. Мы вообще не допускали к конкурсу тех, кто подвел нас до этого. Они попали в так называемый черный список. 

Следующий этап. Стало понятно, что необходим постоянный контроль на местах. Инженеры технадзора физически не могут ежедневно обходить все объекты. Решили привлекать жителей. А кто лучше собственников может проконтролировать ремонт в собственном доме? И мы начали создавать домовые советы. И оказалось — своевременно. Жителям тоже надоел бардак, и несколько сотен домов уже организовались и начали управлять своим имуществом через домовые советы. Эффект потрясающий. Рабочие исчезли с объекта — сразу сигнал. Малейшая течь, даже не течь, а сырость — сигнал. Технадзор оперативно выезжал на объект, вызывал представителей фирмы-подрядчика и заказчика.

В результате в этом году у нас ремонтировалось 38 кровель. Во время конкурсных процедур удалось сэкономить. И на эти средства в адресную программу были включены еще три кровли.

— Но собственники и в прошлом году так или иначе составляли заявки...
— В доме с «неорганизованными» жильцами этот процесс управляем теми, кто заинтересован что-нибудь отремонтировать, и не важно, что последние этажи хотят кровлю, а нижние — водоотведение и т. д. В адресную программу, бывало, попадали адреса, где ремонт просто не нужен и даже вреден. Кстати, благодаря домовым советам мы исключили два адреса из программы капитального ремонта. На Большом проспекте, 33, был запланирован ремонт фасада, а там трещины по фундаменту. И на Малом проспекте, 52, также отказались от ремонта фасада, потому что до этого была некачественно сделана кровля и после первого дождя все работы пошли бы насмарку. Ремонт там стал бы бессмысленной тратой бюджетных средств.

Приемка кровли домовым советом

— Сейчас есть открытые кровли?
— Не все крыши сданы в эксплуатацию (остались две по дополнительной программе). Но все закрыты железом. И с большинством подрядчиков проблем нет — практически все организации профессиональные. Одна фирма, правда, набрала объектов и не потянула объемы. У них не хватало собственных оборотных средств, и они не могли работать в графике на всех объектах. Но этот вопрос закрыт.

— То есть программа-минимум будет выполнена?
— Почему же минимум? На некоторых объектах ремонт проводился даже с новациями. Например, на Зверинской улице, 7 — 9, по программе капитального ремонта отремонтированы фасады двора-колодца (всего будет 12). Это впервые на районном уровне. Также у нас прошел пилотный проект — нижние части 50 водосточных труб сделаны антивандальными. Они в 5 — 6 раз дороже. Но обычных из-за вандалов и хулиганов хватает на месяц, потом их приходится менять. Надеемся даже сэкономить. Антивандальные при ударах не сминаются. Товарищ один (от фирмы-изготовителя) в жилищном комитете прыгал на такой трубе, и с ней ничего не случилось. И еще одно — на чердаке дома №13 по улице Ленина в ходе меро­приятий по нормализации температурно-влажностного режима использовались новые технологии. Крыша с внутренней стороны была покрыта специальным составом, а все коммуникации по теплораздаче изолированы.

— Я тоже живу на Петроградской. И в моем доме теплые трубы обернуты каким-то то ли поролоном, то ли мягким пластиком...
— Да, знаю, это в свое время делали. Но толку от такого — ноль. Зря потраченные деньги. Этой зимой посмотрим, как новая технология себя поведет, и будем внедрять дальше.

— Жители Петроградского района часто отмечают плохую работу местных жилкомсервисов. Закон говорит: можно выбрать другую управляющую компанию. Но здесь буквально нет выбора. Нет рынка управляющих компаний, а лишь два жилкомсервиса...
— И у нас нет выбора. Мы оценивали предложения сторонних компаний. И я не увидел такую, которая могла бы обслуживать 1,2 — 1,3 миллиона квадратных метров жилья. У жилкомсервисов есть системная и материальная база, сформировать которую с нуля очень трудно. В общем, надо заставлять работать имеющиеся структуры. Для этого есть надзорные органы, организации по защите прав потребителей. И положительный опыт есть. После объективных претензий жилкомсервисы или делали то, что должны делать, или менялось руководство.

Между тем

Мы решили проверить, объективен ли позитивный тон, взятый представителями Петроградского района, и позвонили в «Общественную приемную Балтийской медиа-группы», в которую беспрестанно идут тысячи обращений с жалобами на работу коммунальных служб. 

Выяснилось: если в прошлом году из Петроградского района в «ОП» приходили десятки сигналов о новых и новых протечках, то этой осенью специалисты приняли только три жалобы. Первую — 14 сентября — на протечку в доме, где крышу ремонтировали в 2010 году. И две жалобы — 12 и 22 октября — из домов, крыши которых еще не ремонтировали.

 


Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Телехов Михаил

Метки: «Жилкомхоз» Из первых рук

Важно: Правила перепоста материалов

↑ Наверх