Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

На день рождения Борису Гребенщикову дарят «Музыку серебряных спиц»

В Мюзик-холле покажут музыкальную постановку Виктора Крамера, целиком основанную на песнях Бориса Гребенщикова

Легендарный музыкант справил 60-летие 27 ноября. И вот — музыкальное подношение. В спектакле «Музыка серебряных спиц» поучаствует группа «Маркшейдер Кунст». Премьерные показы пройдут 29, 30 ноября и 1 декабря. Накануне корреспондент «ВП» встретился с Виктором КРАМЕРОМ и задал ему несколько вопросов.

— В какой степени участвовал БГ в работе над проектом?
— Дело в том, что весь проект построен на его творчестве, и нам нельзя было приступить к воплощению идеи без поддержки автора. Поддержка должна была быть в том числе и юридическая, и мы получили все права на использование музыки и текстов Гребенщикова. Проект делался с любовью, и нам было очень важно, чтобы он стал для БГ как минимум интересен. На первом этапе, когда занимались креативной частью, мы очень часто встречались с Гребенщиковым и обсуждали, что бы это могло быть. В итоге направление, которое мы с ним выбрали, — это своеобразная сказка для взрослых, некая фантазия.

— А какие еще варианты были?
— Было два пути. Первый — ностальгия: кафе «Сайгон», «Пушкинская 10» и рок-клуб, но эта идея ему сразу не понравилась. И я с Гребенщиковым был в этом солидарен, так как считаю его музыку современной и не вижу повода погружаться в прошлое. Затем мною была предложена история, в которой персонаж попадает в некий иной мир, по аналогии с Алисой Льюиса Кэрролла.

— Каким образом к вам попала команда «Маркшейдер Кунст»?
— Это весьма забавная история. Так получилось, что мы планировали до конца года базироваться на площадке Мюзик-холла, которая нам более чем подходит. Но пришлось съехать на полтора месяца, так как ими был подписан контракт с другим проектом. Таким образом, мы стали искать площадку для репетиций. Дело в том, что в нашем городе не так уж много залов, которые могли бы приютить наш проект с его размахом. Потом я вспомнил, что как-то помогал Анастасии Курёхиной в работе над проектом «Поп-механика 2», который ставили в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина. Анастасия с радостью откликнулась на мою просьбу, и мы целый месяц там репетировали. В перерывах услышали, что в подвале кто-то что-то играет, и заглянули туда. Выяснилось: там базируется группа «Маркшейдер Кунст». В этот момент мы как раз искали музыкантов для нашего проекта. Мы предложили, и они согласились.

— Каких персонажей из песен БГ можно будет увидеть на сцене?
— Мы по сути пытались объять необъятное. Дело в том, что Гребенщиков умудряется создавать легендарных персонажей — как капитан Воронин или старик Козлодоев, в существование которых начинаешь искренне верить. Соответственно, мы выбирали персонажей, которые по логике могли попасть в этот сюжет, и они прекрасно начали жить в этом мире, у них возникли отношения между собой. Там будут и партизаны Полной Луны, и Три Сестры, и, конечно же, многие другие. К сожалению, все не поместились, некоторые остались за кадром и просто упоминаются, как, например, Мастер Бо. Не исключено, что по ходу развития спектакля они еще появятся.

— Вы отмечали, что в постановке участвует множество непрофессиональных артистов. Как пришли к идее набрать путем кастинга людей, подчас случайных?
— Меня на эту мысль натолкнуло открытие Олимпиады в Лондоне: волонтеры, работавшие там, просто порвали весь мир своей искренностью и открытостью. Восемьдесят процентов нашей труппы просто собрано по всей стране. Часть из них, кстати, — артисты кукольного театра. К сожалению, в Театральном институте бытует мнение, что на кукольное отделение идут те, кого не взяли на драматическое. Но это далеко не так! Например, наш исполнитель главной роли — Сергей Беспалов, артист Большого театра кукол, управляемого Кудашовым. Я до сих пор не понимаю, как он не стал звездой драматических подмостков. На наш кастинг приходили целые группы, приходили даже целые хоры! У нас в постановке очень много хорового пения. Объясню почему. Пришел вдруг целый хор, человек сорок, начали исполнять церковные песнопения. Я спросил их, умеют ли они танцевать рок-н-ролл. Да, из них в итоге остались два-три человека, но их руководитель предложила организовать хор в нашем проекте, и вот у наших ребят каждый день хоровые занятия. Также в постановке есть уличные артисты, прыгуны на джамперах, уличные художники...

— Получился ли, на ваш взгляд, подарок для БГ?
— Когда я иду на день рождения и покупаю подарок, я делаю это искренне, понравится он или нет — другой вопрос. Я хочу сказать, что у нас нет цели понравиться Гребенщикову, и мы не стремимся понравиться его фанатам. Дело в том, что мы делаем проект, на который наверняка придут люди, которые вообще не знают, кто такой Гребенщиков. Мы понимаем, что в отличие от популярных радиостанций его творчество не охватывает большое количество народа. Мы хотим, чтобы пришедшие задались вопросом «Кто же такой этот Гребенщиков?» и пошли покупать его диск. Наша цель, чтобы люди вышли из зала со знанием того, что это — потрясающая музыка и волшебные стихи.

↑ Наверх