На десять девчонок по статистике… ни одного парня!
28 февраля в Театре Музыкальной комедии — премьера оперетты Франца Зуппе «Десять невест и ни одного жениха»
Согласитесь, тема более чем актуальная! Это уже даже не «на десять девчонок по статистике девять ребят», как в известной советской песне. Масштаб бедствия увеличился многократно. Корреспондент «ВП» встретился с режиссером-постановщиком спектакля Анной Осипенко и задал ей несколько вопросов и про оперетту как жанр, и про то, ждать ли современным невестам принца на белом «мерседесе» или коротать жизнь в одиночестве.
Фото: предоставлены пресс-службой Театра Музыкальной комедии
Суд Париса или яблоко раздора
— Почему-то в последнее время до меня долетают высказывания о том, что комедия нынче не в чести…
— В этом спектакле нами затронута тема очень актуальная: в современном мире женщин больше, чем мужчин. Более того, сам институт семьи у нас заметно страдает, ведь сейчас более модны другие формы отношений: браки гражданские, свободные, а вот под венец никто не идет, несмотря на всяческие ухищрения государства с его программами, направленными на поддержание создания «здоровой ячейки общества». И вот на фоне всего этого мы постараемся рассказать нашу историю. Она, конечно, стара как мир: существует знаменитый античный сюжет, описанный еще в «Илиаде» Гомера и в «Метаморфозах» Овидия, известный как «Суд Париса» или «Яблоко раздора». Вы наверняка его помните. Соответственно, этот миф взят за основу оперетты.
— А в чем отличительные особенности оперетты «Десять невест»?
— Франц Зуппе считается родоначальником венской оперетты. Стоит отметить, что изначально оперетты всегда опирались на некий классический сюжет, изложенный в комедийном ключе. «Десять невест и ни одного жениха» — не исключение. Ну а поскольку в современном мире соотношение женщин к мужчинам значительно увеличилось со времен «Илиады», то мужчине предстоит выбрать прекраснейшую уже не из трех, а из десяти женщин. На основе этого сюжета написана смешная комедия положений. Это произведение, переходное по жанру между комической оперой и опереттой. Например, в оперетте постоянно встречаются определенные типажи: героиня, каскадница, комическая старуха… Здесь вы этого не увидите. Поскольку музыкальная комедия изначально не совсем стандартная, то и подход мы избрали соответствующий — нестандартный. С одной стороны, нам было интересно проследить историю античного мифа как некоего базиса, актуального во все времена: испокон веков мужчины делают выбор, ровно столько же между женщинами существует конкуренция.
— И как выглядит миф в современном прочтении?
— Все действие происходит в студии фотографа, куда отец приводит десять незамужних дочерей, чтобы сделать портфолио для брачного агентства. Давно пора бы раздать их всех замуж, а то все его красотки — от двадцатилетней до пятидесятилетней — до сих пор ходят в девках. Так уж сложилось у этого человека, что все жены бросали его с детьми на руках, и вот в фотосессии он видит чуть ли не последнюю надежду: может, теперь его девчонок женихи хоть из других городов разберут? По стечению обстоятельств в это фотоагентство заходит артист-любитель, этакая современная вариация на тему Париса…
Фото: предоставлены пресс-службой Театра Музыкальной комедии
«Современные мужчины и женщины часто внутренне остаются детьми…»
— Сейчас модно украшать спектакли спецэффектами, мультимедийными штуками…
— Конечно, не хочется сразу раскрывать всех секретов, но для затравки можно сказать, что на сцене есть разные плоскости, которые во время спектакля будут оживать. Сейчас мы готовим видеосъемку, которая поможет создать сюрреалистичное ощущение сна, погрузит зрителя вместе с актерами в античный мир. Скажу сразу, что это не популярный нынче 3D-маппинг, это сочетание визуального «киношного» видеоряда с театральной постановкой.
— В спектакле вы поднимаете весьма серьезную проблему: невест множество, а мужчин того и гляди в Красную книгу придется заносить как вымирающий вид. Есть ли, на ваш взгляд, решение этой проблемы?
— Летом, когда мы занимались разработкой материала, на Итальянской улице проходил флешмоб невест. Мимо нас проследовала колонна незамужних девочек на велосипедах и при этом в свадебных платьях, дудевших в дудки, таким образом привлекая внимание к имеющейся проблеме. Если заглянуть в Интернет, то становится ясно, что эти флешмобы проводятся довольно часто. Конечно, все это не решает вопроса, но хотя бы привлекает внимание. Я думаю, что люди, пришедшие на спектакль, откроют для себя некоторые моменты и просто над ними посмеются. На сцене будут представлены разные характеры современных женщин, и зритель поймет, почему они все еще не вышли замуж. На самом деле наверняка каждая женщина, стремящаяся выйти замуж, но не преуспевающая в этом, где-то в глубине души осознает причины своих неудач, только вот кто-то работает над собой и честно растет, а кто-то отмахивается от доводов разума и обвиняет весь мир, и мужчин в частности.
— Так как, по-вашему: ждать прекрасной половине человечества принца на белом «мерседесе» или…
— Готовя спектакль, я общалась с психологами по брачным вопросам. Они утверждают, что в первую очередь все упирается в вопрос внутренней инфантильности людей. Порой сорокалетний мужчина, жалующийся на то, что никак не может жениться, подспудно просто не желает расставаться с матерью, где-то в подсознании понимая, что ни одна женщина о нем, как мать, заботиться не будет. Женщины, на самом деле, тоже далеко от этого не ушли. Взять хотя бы наших героинь: им прекрасно живется, ничего не делая, за папиной спиной, они заняты только своей красотой и раздумьями, кто бы их таких хороших оценил. На самом деле все эти мужчины и женщины внутренне продолжают оставаться детьми, не будучи готовыми к принятию на себя полной меры ответственности, которую подразумевает самостоятельная жизнь.
— Мне кажется, что здесь определенную роль играет и образ жизни, пропагандируемый телеканалами в известных шоу…
— Несомненно! Клиповость мышления, зацикленность на внешней стороне жизни, а именно престиже, достатке, моде вносит свой печальный вклад в неспособность молодых людей строить нормальные отношения. Печально сознавать, что уже почти для целого поколения внутренний мир отошел на второй план, уступив место поверхностному восприятию и себя, и мира в целом. Главную роль играет лишь упаковка. И бороться с этим можно, лишь следуя по пути привития извечных ценностей. Но индустрия, продающая товары, оказывает серьезный прессинг на молодые умы, вовлекая человека в гонку «купи-продай». Все настоящее, изначально заложенное в человеке, усиленно подавляется. Поэтому театр сейчас обязан поднимать эти вопросы, пусть даже и в жанре комедии.
Фото: предоставлены пресс-службой Театра Музыкальной комедии
Метки: Подмостки Гость «Вечёрки» Премьеры
Важно: Правила перепоста материалов