На древних валиках зашифрованы шедевры
Большие часы Штрассера отреставрируют к 250-летию Эрмитажа
Проект реставрации знаменитых Больших часов Иоганна Штрассера в Эрмитаже представляли 29 октября. А накануне мой компьютер сам, не спрашивая, перевел часы на зимнее время. Которое, как известно, в России отменили. В результате пришлось мчаться в музей на всех парах.
Зинаида АРСЕНЬЕВА
Если в России со временем могут твориться всякие странные вещи, почти как в «Алисе в стране чудес», то часы, созданные петербургским мастером Штрассером на рубеже XVIII — XIX веков по заказу Павла Первого, всегда были образцом астрономической точности.
Сами часы нам не показали, потому что они находятся сейчас в разобранном состоянии (в прямом и переносном смыслах этого слова): деревянный корпус четырехметровой высоты, сделанный в виде храма из красного дерева и отделанный золоченой бронзой, находится сейчас в лаборатории научной реставрации мебели, а сами часы — в лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов.
Зато много всего рассказали об уникальном реставрационном проекте, который в музейном мире считают настоящей сенсацией. «Как любая экспериментальная вещь, изготовленная в единственном экземпляре, Большие часы Штрассера обладают массой «болячек», — рассказал реставратор лауреат Госпремии Михаил Гурьев. — У них сложная механика и индивидуальные особенности. В движение детали оркестра приводятся с помощью четырех свинцовых грузов (каждый весит 200 кг). Пружины, которые все это крутят, можно сравнить с железнодорожными рессорами. Часто гири падали, механизм расстраивался, его приходилось разбирать и ремонтировать. При этом оркестр должен работать без скрипа, скрежета, лязга, мощных толчков. Впечатление от звучания должно быть легким и приятным».
Музыкальный механизм включает в себя два дополняющих друг друга органа, способных исполнять 14 мелодий, в том числе фрагменты произведений Моцарта и Гайдна. Музыка записана на съемных деревянных цилиндрах. Ее уникальность — в авторской аранжировке. Сегодня эти произведения исполняются иначе. А «Механический оркестр» позволит их услышать так, как они звучали двести лет назад.
Моцарта и Гайдна в исполнении «Механического оркестра» Штрассера посетители Эрмитажа услышат в 2014 году
Эрмитажные специалисты считают, что расшифровка валиков может еще преподнести сюрпризы. «Известно, что одно из произведений, которое хранится на валиках, написал по заказу Штрассера популярный в его время композитор Антон Эберль. Валик, где оно записано, еще только предстоит расшифровать. Возможно, мы откроем настоящий шедевр», — говорит Михаил Гурьев.
Журналистам предложили послушать увертюру к «Волшебной флейте» Моцарта — одну из мелодий, которую играли когда-то уникальные часы, в исполнении квартета музыкантов.
Услышать, как звучат «Волшебная флейта» и другие мелодии в исполнении «Механического оркестра» гениального Штрассера, посетители Эрмитажа смогут в 2014 году. Это один из наиболее значимых проектов в рамках подготовки к празднованию 250-летия Эрмитажа.