На каждого ребенка — по три болезни
Наши дети здоровьем похвастаться не могут
Результаты диспансеризации 14-летних петербургских школьников радужными не назовешь. Только 5% ребят признаны здоровыми (I группа здоровья). 60% уже имеют те или иные функциональные отклонения (II группа), 35% имеют хронические недуги (с III по V группы здоровья). В результате получается, что на каждого среднестатистического петербургского ребенка приходится по три болезни, тогда как еще лет пятнадцать назад этот показатель был в два раза ниже.
Что же происходит с нынешними детьми и какие меры нужно срочно принимать нам, родителям, для того, чтобы чадо выросло все-таки более-менее здоровым? Об этом «ВП» попросил рассказать Маргариту Георгиевну КОЛЕСНИКОВУ (на фото), доцента кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
— Исследования в области здоровья и образа жизни санкт-петербургских школьников мы ведем в течение десяти лет. По медицинским данным, по мере перехода из класса в класс здоровье школьников становится хуже. Прежде всего это проявляется ростом так называемых школьнозависимых болезней (это недуги костно-мышечной, нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, глаз). Причем особенно быстрыми темпами ухудшение состояния здоровья идет в школах с повышенным образовательным уровнем, хотя изначально в эти школы поступали в среднем более здоровые дети.
Кроме «школьнозависимых» болезней возрастает количество эндокринных недугов, нарушений в формировании детородных функций, а также задержка полового созревания.
Давайте посмотрим, какие особенности образа жизни наших школьников ведут к возникновению целого сонма заболеваний.\
Только 70% старшеклассников любят уроки физкультуры.
Под двигательной активностью понимаются и занятия спортом (так что появившийся в расписании третий урок физкультуры в неделю — это необходимость), и подвижные игры, и бытовая физическая активность. К сожалению, от начальных классов к старшим снижается интерес к урокам физической культуры (любят уроки физкультуры только 70% старшекласcников). Только около трети школьников занимаются в спортивных кружках и секциях.
Так что старайтесь, чтобы ваш ребенок больше ходил пешком, меньше пользовался лифтом, поднимался по лестнице. Да и уборка квартиры с помощью швабры да тряпки ему пойдет только на пользу. Еще отмечу, что с каждым годом все меньше семей дружно встают по выходным на лыжи, предпочитая коротать дни дома или же совершать пресловутый шопинг.
ВТОРОЕ. Нарушение структуры и режима питания. Ежедневный рацион петербургских школьников недостаточно сбалансирован. Дети хронически недополучают белка (а это мясо, рыба, птица), витаминов (прежде всего С и А), микроэлементов и минеральных веществ (в том числе большая нехватка железа и кальция). Дети употребляют много жиров и рафинированных продуктов, в меню школьников фиксируется явный переизбыток соли. Кстати, различные колбасы и копчености также являются продуктами с повышенным содержанием соли. Между тем, согласно исследованиям, примерно 60% финансовых затрат среднестатистической семьи на продукты приходится именно на колбасные изделия. Очень неполезны для здоровья сладкие газированные напитки (в одном стакане такого напитка содержится до 5 чайных ложек сахара).
Больная тема — режим питания. Среди старшеклассников, например, не менее 40% едят без режима, когда захотят. Примерно 50% детей не едят горячий завтрак (или обед) в школе, 5% детей и вовсе не завтракают нигде! И это при том, что школьники должны получать 4-разовое, а младшие школьники — 5-разовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин, стакан кефира на ночь), причем завтрак, обед и ужин обязательно должны быть горячими!
ТРЕТЬЕ. Нарушение структуры досуга. Нехватка сна.
Мы опрашивали старшеклассников, какие у них любимые занятия в свободное время. В тройку лидеров вошли: просмотр телевизионных программ, сидение за компьютером, слушание музыки. Ребята все меньше хотят заниматься спортом и гулять на свежем воздухе. Между тем школьник должен гулять не менее двух часов в день (если, конечно, погода позволяет). Это должна быть именно прогулка, а не поход по магазинам и не тусовки в парадном.
Со сном тоже проблема. Современные дети фактически постоянно недосыпают в среднем по 1,5 — 2 часа, что негативно сказывается на работе всех систем растущего организма, да и на учебе тоже. Старшеклассники должны спать не менее 8 часов в сутки, учащиеся младших классов — 10 — 11 (с учетом дневного сна).
ЧЕТВЕРТОЕ. На фоне неправильного образа жизни возрастает риск появления наркозависимости, употребления психотропных веществ.
Анкетирование старшеклассников показывает высокий риск употребления психоактивных веществ: около 40% подростков курят, 33% употребляют алкоголь, 6% пробовали наркотики.
ПЯТОЕ. Снижение с возрастом готовности вести здоровый образ жизни. Чем старше ребенок, тем труднее убедить его поменять образ жизни. Тем более что сами родители зачастую не показывают положительного примера. Собственно говоря, все перечисленные пункты относятся и к современным родителям тоже. Разве что вместо риска появления наркозависимости с возрастом возрастает риск появления зависимости алкогольной.
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА
Чем кормить школьника?
1. О необходимости 5-разового питания уже говорилось. Помните, что завтрак обязательно должен быть горячим. Бутерброд с колбасой да йогурт из холодильника — не замена свежеприготовленной каше на молоке. Причем варите кашу из круп, а не берите кашу «в пакетиках». Нет времени? Да просто замочите крупу на ночь. Кстати, вечная нехватка времени у родителей и нежелание готовить априори создают проблемы с питанием у детей. Родители предпочитают кормить детей полуфабрикатами, мюслями, покупными салатами (для приготовления которых, к слову, используется нерекомендованный в детском питании майонез, да и сами ингредиенты отнюдь не всегда оказываются «первой свежести»). Старайтесь заменить сладкие йогурты на йогурты, не содержащие сахара, а еще лучше, если вы будете делать йогурты сами. Можно использовать йогуртницу, а можно залить кефир в блендер и добавить в него нарезанные любые фрукты (например, бананы).
2. Помните, что «желтый» сахар, а также фруктоза полезнее сахара рафинированного. Обязательно ограничивайте употребление ребенком сахаросодержащих продуктов. Из всех сортов шоколада более предпочтителен горький (но его, увы, не все дети любят). Горькие сорта полезны для мозга. Школьнику можно давать до 50 г горького шоколада в день.
Из сладостей выбирайте наиболее полезные: мармелад, зефир, сухофрукты (за исключением сухофруктов, приготовленных на сахарном сиропе с добавлением красителей), варенье и джемы домашнего производства.
3. Старайтесь давать ребенку больше свежих фруктов и овощей. Салаты заправляйте не майонезом, а нежирной сметаной.
Старший школьник должен получать 4-разовое питание.
5. На ужин обязательно должно быть полноценное блюдо. Например, отварная рыба с картофелем. Кстати, рыбы современные дети употребляют очень мало, и это плохо. На ужин также можно дать творог, запеканку, другие молочные продукты.
6. Что касается хлеба, то предпочтительней ржаной хлеб, зерновые сорта, хлебцы из цельного зерна.
7. Весной рекомендуется давать детям поливитаминные комплексы (для каждой возрастной группы — свой состав витаминов). А вот увлекаться различными конфетками, содержащими один конкретный витамин, определенно не стоит.
Ведущая - Татьяна Тюменева