Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

На хаски с ветерком

В Петербурге для детей-инвалидов устроили гонки на собачьих упряжках

Город на Неве занимает первое место в России по числу инвалидов на душу населения. А вот программ по их адаптации и социализации у нас, как и повсюду в стране, — единицы. Больные чаще всего живут в замкнутом мире, редко выходят на улицу, имеют ограниченный круг общения, существуют один на один со своим недугом.

Поводом для проведения акции стал пример Дмитрия Волкова — единственного инвалида-каюра в России Фото: Александры Семёновой


Общество с трудом принимает нездоровых людей. А тех, кто сумел найти себя в этом, «обычном» мире, — единицы. Пример адаптации, предложенный в рамках прошедшего чемпионата Петербурга по ездовому спорту, — уникальный и пока единственный в стране. В празднике кроме спортсменов приняли участие более 60 детей с неврологическими нарушениями, ДЦП, травмами головного мозга, задержками психического развития. Главным организатором выступила Петербургская федерация ездового спорта.

Катания провели на базе спортивного комплекса в Токсове. Каждый ребенок прошел предварительный мастер-класс начинающего каюра и прокатился 400 метров на собачьей упряжке. Для многих это стало редким и почти случайным выездом на природу. Почти для всех — первым опытом участия в массовых мероприятиях.

— В течение нескольких часов ребенок мог поиграть с собаками, примерить на себя роль настоящего каюра и, возможно, впервые забыть на какое-то время о болезни и почувствовать вкус к жизни, — сообщила «Вечёрке» один из организаторов праздника врач-психотерапевт, заместитель председателя Ассоциации поддержки и развития канис-терапии Мария Мальцева. — Больных детей родители очень берегут, а это неправильно. Нужно заботиться, но не ограждать их от внешнего мира!

Фото: Ирины Голичаниной

По словам специалиста, одна из ключевых проблем детей-инвалидов — социализация. Родители живут в постоянной апатии и не верят, что их сын или дочь могут полноценно существовать в обществе. Пока ребенок маленький — он живет под крылом мамы и папы. Но рано или поздно встает вопрос — а что дальше? Так же существовать в четырех стенах или искать занятие, работу, спутника жизни, как-то находить себя? Это всегда вопрос преодоления. Чем раньше возникнет понимание, что преодолевать обстоятельства нужно, тем лучше. Тем больше шансов, что ребенок высвободится из своего кокона, переборет страх перед окружающим миром.

— Почему мы выбрали собак? Потому что, как ни парадоксально, именно эти животные способствуют наилучшей социализации инвалидов, — объяснила Мария Мальцева. — Взаимодействие со специально обученными собаками помогает снять стресс, зажатость, заставляет двигаться. Когда детишки к нам приехали, они были как деревянные. Но прошло время — и они уже смеялись, радовались, визжали от восторга.

Как рассказал «ВП» один из руководителей Санкт-Петербургской федерации ездового спорта Михаил Сурбеев, на соревнованиях было больше ста собак. В основном ездовые — хаски и самоеды, породы, полностью лишенные так называемого гена агрессии, не способные практически ни при каких обстоятельствах укусить человека и наиболее лояльные к маленьким детям. В одну упряжку ставится 4 — 6 таких собак. Никаких вожжей и уздечек не используется: животные знают, что делать. Скорость такая упряжка развивает от 15 до 35 километров в час.

Фото: Ирины Голичаниной

— По себе могу сказать, что даже одна такая поездка может впечатлить на всю жизнь, — поделился Михаил Петрович. — Это безумный адреналин, азарт! Для ребятишек, которые прокатились, это, конечно, шаг вперед: они увидели, на что способны. Для нас, спортсменов, это тоже полезно. Общество, к сожалению, сегодня не дозрело до вынесения на повестку дня таких вопросов. И подобные меро-приятия очень воспитывают.

Яркими эпизодами программы стали выступления паралимпийца Дмитрия Погодина и единственного инвалида-каюра в России Дмитрия Волкова. Волкова специально пригласили в Петербург из Москвы, чтобы показать, что, несмотря ни на что, можно жить полноценной жизнью и заниматься любимым делом: он прокатился на своей шестерке и пообщался с ребятами.

— Я передвигаюсь на инвалидной коляске, — поделился Дмитрий, — в движениях ограничен. В свое время решил переоборудовать автомобиль на ручное управление, чтобы водить можно было. Потом вот ездовым спортом занялся. Мне изготовили адаптивную упряжку, и я начал выступать наравне с остальными. Считаю, для нормального существования человеку с ограниченными возможностями необходимы два фактора: поддержка близких и реализация себя в какой-то деятельности.

Помощник директора благотворительного фонда «Точка опоры» Аксинья Галищева рассказала, что и пример Волкова, и собаки действительно произвели на детей огромное впечатление.

— Я часто участвую в организации подобных мероприятий, поэтому отношусь к этому делу довольно критично, — рассказала Аксинья. — Главный критерий, что все прошло удачно, — реакция родителей. Они настолько замучены заботами, что очень благодарно реагируют на настоящий праздник. Здесь был восторг! А эмоции детей лучше всего характеризует пример мальчика-аутиста, который улыбался и показывал обеими руками: «класс!» Добиться такого у аутистов практически невозможно.

Мы связались с мамой одного из участников заезда, Татьяной Гетмановой, воспитывающей 14-летнего Егора, страдающего ДЦП.

— Это, конечно, был взрыв эмоций, — рассказала женщина. — И на упряжке сын прокатился, и собака его всего облизала, и лапы на него ставила. В обществе отношение ведь к нам все-таки негативное. Пальцем показывают. На игровую площадку придем — мамы детей своих сразу уводят. А здесь — без всякой предвзятости. Егорушка потом несколько дней вспоминал, как какую собаку зовут, фотографии пересматривал, улыбался. Единственное, жалко, что только один раз прокатились. Когда закончилось, он все говорил: «Еще хочется…»

Праздник завершился. Участники разъехались. А что же дальше? Слова 14-летнего Егора говорят сами за себя — «Еще хочется». Как пояснил Михаил Сурбеев, федерация готова проводить в рамках состязаний такие акции для детей, но для этого нужны средства: своих денег у организации на это не хватает. В фонде «Точка опоры» сказали, что готовы поддерживать гонщиков. Главный специалист комитета по физкультуре и спорту Фаина Сысоева также заявила, что город при инициативе спортсменов не будет оставаться в стороне. Хочется верить, что полезное начинание не останется единичной акцией и получит продолжение. А мы станем свидетелями новой программы помощи детям, которая им так необходима.

↑ Наверх