Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

На месте цехов появятся апартаменты

Cестрорецкий инструментальный завод, основанный Петром I, перестроят… под элитное жилье

В минувшие выходные жители Сестрорецка старшего возраста устроили инспекцию территории бывшего завода им. Воскова. В советские времена на нем работало около пяти тысяч человек — при всем населении Сестрорецка в тридцать тысяч. Так или иначе, но к этому заводу имела отношение каждая семья города. В некоторых семьях могли перечислить и предков, трудившихся на заводе еще в XVIII веке, — это градообразующее предприятие начало работать в 1724 году.

На этом заводе работали несколько поколений жителей Сестрорецка.

До революции оно называлось оружейным заводом. С 1920-х годов стало фигурировать в качестве инструментального, имени украинского революционера Семена Воскова: тот занимался здесь подготовкой вооруженного восстания большевиков. Богатая история завода некогда была отображена в музее — теперь он закрыт. В 2000-х годах завершилась и история самого завода. Где трудились пять тысяч работников — поселится приблизительно тысяча жильцов: территория ушла под строительство элитной недвижимости. 

На прощание, в последнее лето перед стройкой, на ней разбили рекреационную зону с шезлонгами, кафе и прочими удобствами — по схеме проекта «Лето в Новой Голландии». Ветераны завода и стали первыми посетителями зоны, а корреспондент «ВП» выслушала их воспоминания об утрате.

«Все разрушено — ничего не узнать», — огорченно говорили бывшие работники, многие из которых вынужденно начали покидать завод еще в 1990-е годы, на которые пришлась его приватизация. Попав на территорию завода спустя четверть века, они недосчитались построек советского периода и застали в разрухе дореволюционные краснокирпичные корпуса. 

Две гвоздики на воротах

— Когда завод закрывали, люди плакали. Повесили на воротах две красные гвоздики — в знак траура, — поделились воспоминаниями с корреспондентом «ВП» супруги Демьяненко, Лидия Алексеевна и Иван Петрович. Стали перечислять, чем был завод для сестроречан: работали на нем именно семьями, династиями, были при предприятии ПТУ, профилакторий, пионерский лагерь, детский сад…

— Территория благоухала, — слышишь неожиданное о металлообрабатывающем предприятии. —У нас был свой цех озеленения, а наш ландшафт­ный архитектор Владимир Петрович Кулешов оформлял даже партсъезды в Москве. И перед зданием заводоуправления бил фонтан — где он теперь?

Показывают: вот то полуразрушенное желтое здание — это бывшая конюшня царских времен, в ней был цех метчиков. На других заброшенных зданиях сохранились вывески «Цех сверл», «Цех фрез» — все они памятники, теоретически охраняемые государством. На участке 13 гектаров расположено семь зданий — памятников регионального и одно здание — федерального значения. Заборы преграждают доступ к аварийным зданиям. По случаю устройства развлекательной зоны на месте снесенных построек советского периода эти заборы превратили в арт-объекты, украсили граффити на ружейную тему. Летней зоне дали название «Петровский арсенал» — именно под таким именем и будет возводиться здесь элитный жилой комплекс.

Кризис затормозил

В 2000-е годы почти всю территорию Сестрорецкого инструментального завода приобрела одна из инвестиционных компаний российского рынка недвижимости. По словам ее представителя Джеймса Битти, уже к 2008 году компания была близка к тому, чтобы передать проект освоения территории на экспертизу в госорганы. В августе 2008 года был торжественно положен закладной камень, но тут как раз разразился глобальный экономический кризис. Проект пришлось переработать, и теперь он изменит свой формат: будет развиваться поэтапно. Освоение всех 13 га на берегу реки Сестры пойдет постепенно. Начало проекта отнесено на 2015 год. 

«Это будет многофункциональный комплекс, смесь жилых и коммерческих помещений», — говорит Джеймс Битти. На вопрос «ВП» о количестве населения отвечает: ожидается около одной тысячи проживающих.

Аналог Рублевки

На сайте проекта можно узнать о том, что новые владельцы предполагают как реконструкцию охраняемых исторических зданий Сестрорецкого инструментального завода, так и строительство новых: «Планируется создание единой монокультурной и социальной среды проживания, в которой жилые здания таунхаусов и лофтов будут сочетаться с объектами коммерческой недвижимости и объектами социальной инфраструктуры. Предполагается организовать охраняемый контур с системами контроля доступа. На территории жилого комплекса будет расположен парк, организованы зоны отдыха, прогулочные дорожки и набережные вдоль канала, проложенного вдоль корпусов». 

Портрет потенциальных резидентов жилых объектов недвижимости: возраст 35 — 55 лет, 55% — мужчины и 45% — женщины, с семейным доходом выше среднего и с высоким. Их социальный статус: топ-менеджеры, руководители, владельцы среднего и крупного бизнеса, чиновники, частные инвесторы. Полагают, наибольшим спросом у них будут пользоваться 2 — 3-комнатные квартиры в 70 — 110 квадратных метров. 

В качестве плюсов местоположения объекта отмечают, что Сестрорецк «представляет собой элитный жилой пригород — аналог подмосковной Рублевки. В Сестрорецке расположены дома и особняки знаменитостей, представителей деловой и культурной элиты Санкт-Петербурга». 

Заброшенную угловую башню предполагается приспособить под лофт.

Музей обещают сохранить

На волнующий жителей Сестрорецка вопрос о том, что стало с памятью поколений — с экспонатами заводского музея, Джеймс Битти отвечает: «Ничего не украдено, но образцов оружия уже нет, поскольку нам их держать у себя не положено». 

Первый замглавы администрации Курортного района Анатолий Повелий сообщает, что экспонаты переданы на временное хранение в три петербургских музея и «собственник готов безвозмездно передать часть помещений под музей». В 300-летие Сестрорецка, которое будет отмечаться 6 сентября, территория летнего проекта «Петровский арсенал» станет основной площадкой торжеств. Тогда же планируют открыть первую небольшую экспозицию. 

Памятник рабочим завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны, сохранен и поддерживается в хорошем состоянии. По-прежнему висят на фасадах заводских корпусов и мемориальные доски, установленные в советские времена.

↑ Наверх