На миллион курганов — три охранителя
Наследию требуется свой Онищенко — съезд градозащитников в Петербурге поставил вопрос о федеральном органе по защите культурного наследия
Свежая история этого года с январским сносом исторической Обуховской больницы на Загородном проспекте Петербурга в марте получила продолжение. За сокрушительную атаку на часть имперского Петербурга застройщики — в данном случае представители Минобороны РФ — отделаются копейками: штрафами от 20 тысяч рублей.
Вряд ли в какие последствия выльется и однозначно уже не сможет остановиться снос исторического дома архитектора Крыжановского на улице Мира, 36, на Петроградской стороне. В начале марта активистка-защитница этого дореволюционного здания в стиле модерн петербурженка Дарья Васильева направила заявление в КГИОП, сообщив, что у дома Анны Сергеевны Коровиной (по имени владелицы здания) есть признаки объекта культурного наследия регионального значения.
Санкт-Петербург, Петроградская сторона, улица Мира, 36. На современных терминаторов, к сожалению, управы нет.
Теоретически заявление Васильевой могло бы и приостановить снос: в январе 2014 года в законодательство РФ было включено положение, согласно которому любой гражданин России, обнаруживший новый памятник, вправе обратиться в органы охраны с требованием провести экспертизу на предмет включения его в реестр памятников. На время экспертизы — срок до 90 дней — все работы на гипотетическом памятнике должны были быть остановлены. Однако здание продолжают рушить, чему свидетель вся редакция «ВП», которая стенка в стенку с домом Крыжановского. День за днем наблюдаем демонтаж — при отсутствии интереса со стороны охранителей закона. Изредка к стройплощадке подъедет автомобиль с надписью «Полиция» по борту — уточнение «ДПС» на капоте ТС подскажет, что то сборщики штрафов за нарушение ПДД.
В нескольких сотнях метров от Московского Кремля в январе сносили исторические здания на Садовнической улице (застройщик — компания из Петербурга). Протесты градозащитников оказались сотрясанием воздуха. В Подмосковье, в Королеве, в начале марта снесли дом, пребывавший под охраной как памятник конструктивизма, уничтожили авангардные росписи…
О тщетности усилий охранных ведомств и маломощности охранных законов говорилось на съезде градозащитников России 14 — 15 марта в Петербурге. Примеры привел прессе Алексей Ковалев, депутат Законодательного собрания Петербурга: «Один миллион курганов на всю Калмыкию — и занимаются их охраной три человека. Белгородская область, где также велико количество курганов и идет застройка их исторического ландшафта, — всего 5 человек от охранных ведомств. Для всей России одна типовая ситуация: власти совместно с аффилированными с ними организациями уничтожают культурное наследие. Народ, кроме градозащитников, безмолвствует. Активность населения не адекватна той угрозе национальному достоянию, которую мы видим».
Что делать в этом общем системном сбое? На съезде градозащитников прозвучала идея создания единого федерального органа по типу Роспотребнадзора, с полномочиями и авторитетом былого главного санврача РФ Онищенко, с представительствами-инспекциями на местах, никак не завязанными на локальные органы власти.
С 2008 до 2011 года в России было правительственное ведомство под названием Росохранкультура — с региональными представительствами. Однако эту федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия упразднили «в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти». Упразднение последовало после не одного конфликта с местными властями, включая петербургские: например, по вопросу сооружения «Охта Центра» на месте крепости Ниеншанц.