На тебе автомат – стреляй!
Нужно ли покупать детям военные игрушки?
В последнее время все чаще с разных концов планеты приходят леденящие душу сообщения о трагических происшествиях, когда тихие с виду молодые мужчины, а то и подростки берут в руки оружие и расстреливают ни в чем не повинных людей просто потому, что те попались им под руку. Так было в Норвегии и совсем недавно — в США. Потом экспертиза долго выясняет мотивы преступника и его вменяемость. И оказывается, что таким страшным образом человек отстаивал свои взгляды или мстил за причиненную обиду. Почему люди прибегают к оружию? Психологи утверждают, что причины надо искать в раннем детстве, в изъянах воспитания.
Среднестатистический ребенок всегда отделяет игру от реальности и подсознательно фиксирует эту границу. Однако с военными играми не надо перебарщивать.
Играть в Багратиона полезно
Старшее поколение помнит, что в послевоенное время мальчишки любили играть в «немцев» и «наших». И это понятно, война тогда была главной темой разговоров взрослых, книг, фильмов. Но мода на военные игрушки не прошла и сегодня, когда на дворе мирное время. Более того, эти игрушки стали более искусны по исполнению. А нужны ли они вообще детям?
В редакции «Вечёрки» разгорелась дискуссия по этому поводу. Одни утверждали, что военные игры помогают вырастить из мальчика настоящего мужчину, другие возражали, что автоматы и пулеметы воспитывают агрессию и привычку решать все вопросы с помощью силы. Один из журналистов рассказал, как сам лет в пять смастерил себе меч, выстругав его из палки, и рубил им воображаемых врагов, чувствуя себя героем.
Впрочем, в войну можно играть по-разному. Один известный ученый, наш земляк, коллекционирует солдатиков и с десятилетним сыном разыгрывает сражения, которые реально происходили, например во время войны 1812 года. Для этого они вместе изучают дислокацию войск на поле сражения, какое вооружение у них было в то время, биографии реальных полководцев, участвовавших в битве. Полезны такие игры? Безусловно. Но не каждый родитель — коллекционер, а многие для занятий с ребенком просто не находят времени. Поэтому и задаривают его разными игрушками: вот тебе автомат, а вот пулемет — стреляй!
Или я его убью, или он — меня
Двенадцатилетний сын моей знакомой целыми днями играет в компьютерные игры. Один раз я заглянула ему через плечо и увидела на экране виртуального бойца с автоматом Калашникова, который, прячась, пробирается сквозь какие-то развалины. Суть игры в том, чтобы ему остаться в живых, поэтому он должен безжалостно расстреливать выскакивающих ему навстречу врагов. И он расстреливает их с помощью мышки, которой водит рука подростка.
— Не страшно убивать? — спросила его.
— Так это же только игра, — ответил парень. — Я же не хочу, чтобы меня убили! Или я, или — меня.
То есть он полностью идентифицирует себя с персонажем. В пылу игры, увлекшись, вскрикивает, чертыхается, издает победные вопли. И так проводит большую часть времени. Сделает уроки — и к компьютеру.
— Пусть играет, — машет рукой его мама. — Главное, по улице не шляется, как некоторые.
Но учат ли чему-нибудь хорошему такие игры? И вообще нужны ли они? Не травмируют ли подобные развлечения детскую психику? Не получается ли так, что у ребенка стирается грань между игрой и реальностью и насилие становится для него нормой жизни?
В игре ребенок всегда выходит победителем
На эти родительские вопросы отвечает наш постоянный эксперт психолог Анна Тихонова.
— Дети в своих играх копируют поведение взрослых. О войне они слышат из разговоров, постоянно видят вооруженных людей по телевидению, в фильмах. Мальчики во все времена играли в войну. Военные игрушки позволяют им почувствовать себя более сильными, самостоятельными, потому что в жизни нередко они ощущают себя слабыми, маленькими и беззащитными. Взрослые ими постоянно руководят, ругают, указывают, как себя вести. Военные игрушки позволяют выплеснуть в игре агрессию, побороть страх, эти эмоции рождаются в трудных жизненных ситуациях, с которыми постоянно сталкивается ребенок в своей детской жизни. В игре в таких тяжелых неприятных ситуациях, которые переживаются условно в воображении, ребенок всегда находит выход, выходит из них победителем, то есть компенсирует то, чего не произошло в жизни.
Но все хорошо в меру. В том, что популярность военных игрушек и соответствующих компьютерных игр так высока, виноваты, конечно, средства массовой информации. Они постоянно показывают военных, вооруженные конфликты, насилие. Все это переносят в свои игры дети.
Плохо, когда оружие в сознании подростка становится главным признаком настоящего мужчины. Вот этого допускать нельзя. Если дети не понимают в игре, зачем и за что они сражаются, если им важен сам процесс битвы, то это неправильно. В военных играх должен быть сценарий, высокие цели, например спасение людей, борьба со злом. Здесь на помощь детям должны прийти родители, подсказав подобный сценарий. Когда дети играют в рыцарей, пиратов, индейцев — поощряйте их. Хорошо, если на волне их интереса вы расскажете или прочитаете вместе книги о соответствующих исторических периодах.
Практика показывает, что военные игрушки не влияют на проявление агрессивности детей в реальной жизни. Далеко не все дети, обладающие такими игрушками, становятся агрессивными. Нормальный среднестатистический ребенок всегда отделяет игру от реальности и подсознательно фиксирует эту границу. Однако с военными играми не надо перебарщивать. Если у ребенка нет других интересов, кроме как побегать с автоматом или с игрушечными гранатами, взрослым надо задуматься, все ли с ним в порядке. Игры должны быть тематически многообразными, как сама жизнь.
Так что покупать детям военные игрушки, конечно же, стоит, но при этом игра должна строиться по осмысленному сценарию, а действия, связанные с насилием, не должны быть главным содержанием игры.
Отдельно надо сказать о компьютерных играх. Многие американские психологи утверждают, что чаще этот вид развлечения отдаляет подростков от сверстников, мешает развитию воображения и даже вызывает пристрастие. Некоторые педагоги утверждают, что в видеоиграх кроется большая опасность: они могут склонить детей к затворничеству и насилию, ведь некоторые игры построены по принципу «больше убил — больше очков получил, попал в голову — очки удваиваются»…
Так или иначе, но с уверенностью можно сказать, что военные игры, в том числе и видеоигры, никогда не сделают из мальчика настоящего мужчину. Что мы вкладываем в понятие «настоящий мужчина»? Это — глава семьи, любящий, внимательный муж, заботливый отец, честный, успешный работник, порядочный человек. Он умеет постоять за свою честь и за честь своей семьи. Но оружие здесь ни при чем.
Метки: Про петербуржцев Оружие Дети
Важно: Правила перепоста материалов