Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

На звук и цвет товарища нет

До 22 декабря Арт-центр «Пушкинская 10» приглашает на выставку «Цвет музыки» Сергея Ковальского, одного из мэтров нынешнего питерского авангарда

В названиях картин присутствует словосочетание «композиция в цвете музыки», а следом указано музыкальное произведение, вдохновившее художника. Музыка самая разная — классика, джаз, рок... На выставке демонстрируется созданная Сергеем Ковальским схема «перевода звука в цвет в пространстве трансрадуги» — вклад художника в тему цветозвукового соответствия, которая издавна волновала человечество. Но поиск универсального соответствия так же безнадежен, как изобретение вечного двигателя: связь звука с цветом у каждого своя. Даже пресловутый малиновый звон — никак не привязка определенного звучания к определенному цвету: по одной из версий, дело в названии бельгийского города Мехелена (по-французски «Малин»), который славился колокольных дел мастерами; возможно также, что это простое звукоподражание («м-л-н, м-л-н»). 


Тема колоколов возникла здесь не случайно: живописные работы дополнены объектами «Двенадцать праздников элементализма в пространстве трансрадуги» — в композициях из разноцветных плоскостей причудливой формы центральное место занимает шарик-подвес, который можно трактовать и как язык колокола (словосочетание «двенадцать праздников» отсылает к православным двунадесятым праздникам), и как бьющееся сердце. Особенно многозначно выглядит композиция с подвешенным маленьким глобусом. 

Сергей Ковальский считает, что, «воспринимая одновременно картины и музыку, мы обретаем полноту видения множественности космореальности, окружающей нас снаружи и изнутри». Музыку-первоисточник можно прослушать прямо в выставочном зале: владельцам смартфонов и айпадов — при помощи QR-кодов, а для всех остальных в зале установлен компьютер с наушниками: нажимай на иконку соответствующей картины и слушай. Но, хотя автор настаивает, прослушивание при разглядывании совершенно не обязательно: картины заслуживают внимания и сами по себе. Созданные на стыке абстракционизма и сюрреализма, с использованием, кажется, всех оттенков цвета и форм, существующих в природе, они вызывают ассоциации с природными стихиями. В экспозицию включены и арт-объекты, прямо символизирующие четыре стихии — землю, огонь, воду и воздух, который Ковальский старомодно называет эфиром: с помощью цвета, музыки и сопутствующих им смыслов художник создает собственную параллельную вселенную.

↑ Наверх