Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 мая 2024

«Начался новый этап эры БДТ»

Нового худрука легендарного театра представили труппе

29 марта в здании Каменноостровского театра состоялся сбор труппы БДТ: министр культуры РФ Владимир Мединский  представил актерам нового художественного руководителя, которым стал известный режиссер Андрей Могучий

«Вечерний Петербург» не мог остаться в стороне: наш корреспондент посетил это немаловажное для театрального мира событие.

Сказать, что в зале атмосфера была напряженной – значит, вообще ничего не сказать. Вот он, момент, когда все решено и когда начинается новый этап жизни БДТ. В полумраке зала – актеры и журналисты, все замерли в ожидании, что будет дальше? Несколько секунд назад Темур Чхеидзе, бывший художественный руководитель БДТ, навсегда попрощался и с театром, и с труппой.  

«Я жду слияния двух начал»

От имени художественного совета театра, обращаясь как к труппе, так и к новому худруку, выступил народный артист СССР Олег Басилашвили.
- Все уже сказано, на самом деле. Перед нами – труппа БДТ, рядом - наш новый режиссер, Андрей Могучий. Хорошая фамилия, кстати… Каждого из нас обуревают разные чувства: тревоги, страха, надежды, грусти и даже радости, ведь начинается другая, неизвестная для нас жизнь. Мне очень хочется, чтобы весь наш театр слился воедино с новым режиссером в одно целое: если мы будем учиться друг у друга и помогать друг другу, то у нас в результате что-то может получиться. У меня крутились разные слова в голове: «эпоха», «эра»… Но какая, на самом деле, эпоха? О чем мы говорим? Эра – одна, просто начинается новый ее этап, и дай Бог, он будет счастливым. Я знаю, что все члены труппы мечтают только об одном – о работе! Каждый актер нашего театра хочет работать! Тот, кто не хочет работать, – тот не артист. Здесь же трудиться хотят все, все рвутся в бой, зубами готовы вырвать любую роль и сделать ее на высочайшем уровне. И я надеюсь, наш новый худрук, видя это, пойдет нам на встречу и поможет выйти на сцену не только передовым артистам, а всем, кто работает в труппе БДТ. Я надеюсь, что каждый из нас приложит все силы для того, чтобы помочь нашему новому руководителю войти в курс дела и взять штурвал в свои руки. Но не стоит ждать сразу чего-то нового! Сразу никогда и ничего не бывает. Успех театра – плод наших совместных усилий: и руководства, и актеров. На каждом актере лежит такая же ответственность, как и на нашем новом главном режиссере. А вам, Андрей Анатольевич, - обратился Басилашвили к новому худруку БДТ, - желаю удачи, успеха. Желаю оставаться самим собой, но при этом не забывать, что эта труппа воспитана в традициях русского реалистического театра Товстоногова. Слияния этих двух начал я и жду. Счастья вам и удачи. 

«Все будет происходить медленно и не больно»

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ:
- Для меня это большая честь, и очень серьезный жизненный этап, и, не скрою, еще и определенный стресс. Все решения принимались очень быстро, на экстраординарной скорости. Я, консультируясь с окружающими меня людьми, принял такое решение – рискнуть! Я понимаю, что всех нас обуревают и страх, и надежда, и радость. Странно, что в прессу просочилась информация о моем назначении, ведь вроде все договорились молчать и сделать сюрприз. Но дело в другом – начали говорить о том, что театр ждут какие-то кровавые перемены, но я хочу всех уверить: все будет происходить медленно и не больно. Для меня главным в театре был, есть и будет актер, и все мы должны работать на актеров, театр должен быть заточен именно на них, это мое глубокое убеждение. 

Также Андрей Анатольевич отметил, что, поскольку решение о его назначении художественным руководителем БДТ было более чем оперативным, то на данный момент он обременен обязательствами перед Александринским театром: 

- Александринка сейчас заканчивает строительство новой сцены, это целый комплекс. К этому моменту я готовился целых пять лет, и хотя бы в мае мы должны открыть ее, поэтому на данный момент мне придется совмещать работу в двух театрах. Хотя эта площадка может использоваться как экспериментальная для них обоих. Это значит, что как такового репертуара на ней не будет, ее основная цель – новая режиссура, новая постановочная культура. И в этом смысле необходимо соседство форм: классическая - БДТ или Александринки - должна быть рядом с безбашенным, совершенно непредсказуемым экспериментом. При этом к основному репертуару театров мы отнесемся крайне бережно. 

После официальной части мероприятия, состоялась встреча журналистов с министром культуры РФ, Владимиром Мединским. Каждому из присутствующих хотелось понять, что ждет БДТ в будущем, насколько радикальными могут быть перемены, о которых говорил новый худрук,

Министр культуры РФ Владимир Мединский: Я обратился к Андрею Могучему с одной просьбой: сохранить традиции театра

- Бытует мнение, что кандидатуру подбирали в спешке, грубо говоря, «кто согласился, того и взяли»…
- Решение принималось не сгоряча, оно глубоко продуманное и взвешенное, оно поддержано и «старейшинами», и художественным советом театра, и Фондом поддержки театра. Мы глубоко надеемся, что Андрей Могучий оправдает большие надежды, на него возлагаемые. 

- Будет ли новый худрук наделен какими-то расширенными полномочиями в связи со сложной ситуацией «переходного периода»?
- По закону полномочия художественного руководителя театра и без того весьма велики. Правда, мы обсуждали с Андреем Анатольевичем возможные перемены в театре. Мы все прекрасно знаем, что и Товстоногов пришел в театр со своей программой развития и провел в нем значительные перемены, которые оказались феноменально эффективными. Однако как министр культуры я обратился к Андрею Могучему с одной просьбой: сохранить традиции театра, сохранить «звездный костяк» театра и проводить изменения постепенно, вплоть до того, что если потребуется сразу взять в театр новых артистов, то мы будем готовы открыть дополнительные ставки, чтобы не принимать поспешных кадровых решений. Ближе к концу года мы планируем завершить реконструкцию основной сцены, и уже сегодня мы провели встречу Андрея Могучего и Фонда театра со строителями, ведущему реконструкцию. Поэтому, надеюсь, к новому году, а может и немного раньше, мы сможем порадовать горожан спектаклями на традиционной сцене БДТ. 

- Были ли претенденты на место худрука БДТ, отказавшиеся от предложенной им должности?
- От таких предложений не отказываются. 

- Не сложно ли будет Андрею Могучему найти общий язык с труппой и сжиться с особенностями театра?
- Я был приятно удивлен тем, как актеры, составляющие звездную славу БДТ, члены художественного совета, позитивно и с надеждой восприняли это назначение. Как в любом творческом коллективе, может не обойтись без шероховатостей и каких-то проблем, возможно обид, но вы знаете, когда люди действительно талантливы, то они талантливы во всем и они умеют правильно расставлять приоритеты и в нужный момент правильно отнестись к каким-то собственным амбициям. Поэтому, скажу честно, в последние полтора месяца, когда решался этот сложный вопрос, мне приходилось много общаться с людьми театра, с театральными звездами, и наше взаимодействие оставило у меня в душе самое теплое впечатление. Я никогда не поверю, если будут говорить о каких-то склоках. Каждый из звезд БДТ желает театру развития, процветания и того, чтобы к ним обращались за лишним билетиком, а они решить эту проблему не могли. 

...Актеры из зала расходились быстро и очень тихо, лица сосредоточенные, каждый погружен в свои мысли. Многие отказывались давать какие-либо комментарии, фраза «Не время сейчас комментировать» стала, похоже, универсальной. Нам же было важно услышать голос самого театра – что он думает об этом назначении. Но все же, с некоторыми актерами из труппы БДТ поговорить удалось. 

Георгий Штиль, народный артист РФ, актер БДТ

- Могучему наверняка придется доказывать свой профессионализм, или уже есть какой-то кредит доверия?
- Он, в принципе, мастер уже признанный и актеров любит, а дальше уже трудно сказать. Говоря о переменах, скажу так: если нам что-то предложат конкретное, то мы готовы кое-что изменить в театре. Театр всегда идет вперед, это необходимо, но не стоит забывать про зрителя, ведь на самом деле именно он здесь главный! И если люди, пришедшие на спектакль, чего-то не понимают, то это явная проблема, значит что-то не так. 

- Сегодня много вспоминали об очередях за билетами в театр. Почему этих очередей больше нет?
- Сейчас совсем другая жизнь, новая, если хотите: в театре нет драматургии - раз, нет Саши Володина – два. Сейчас стали ставить спектакли из разряда «правой рукой почесать левое ухо»: катаются на коньках по сцене, еще что-то вытворяют. Мне это не интересно. Я считаю, что все дело в актерском мастерстве – если оно есть, то зритель переживает все события спектакля вместе с артистами. Это основа, и она никогда не исчезнет, ее не подменить. У нас в репертуаре есть спектакль «Власть тьмы», поставленный Чхеидзе по Толстому. Я думаю, что если его показать за границей – то будет приниматься на ура, а все потому, что там есть настоящие глубокие чувства. Но при этом может существовать и какой-то модерн, и тоже здорово приниматься зрителем. Здесь важно не потерять одно в другом. Но есть одна проблема, наша, российская. Зрителя приходится воспитывать, у нас культура падает. Как любой артист должен быть гражданином, так и театр в целом должен быть гражданином и отображать то, что у нас происходит в стране, поднимать болезненные проблемы. Зритель в зале должен не только плакать и смеяться, но и думать. Именно от наличия всех этих слагаемых напрямую зависит процветание театра. 

- То есть, по вашему, необходимо разумно сочетать и модерн, и классический подход?
- Знаете, я недавно увидел новые иконы. И от прежней строгости мало осталось, какой-то модерн, картинка. То же и с театром: мне кажется, наш зритель еще не готов к такому. Существует же экспериментальный театр, он нужен, это лаборатория, НИИ. Но у нас есть и русский народный театр, общедоступный, как его называл Товстоногов. И он тоже необходим, и БДТ должен быть именно таким. А делать что-то непонятное… Кто это будет смотреть? На нашем знамени написано: «Театр высокой трагедии, драмы и комедии». Конечно, у нас временами может что-то не получаться, но, как бы вопрос ни стоял, мы в первую очередь - театр драматический. Да, сейчас на сцене можно творить многое, но я смотрю на это и понимаю, что многие театры уже не драматические, скорее - буфф. Сейчас эксперименты идут во многих залах, кто-то выходит, что-то читает и уходит. Зрители сидят и недоумевают, но сидят, потому что модно. Я не говорю, что этого не должно быть вообще. Но не у нас.

- В контексте всего вами сказанного каким вы видите Андрея Могучего?
- Он умный человек и все это понимает. Я не думаю, что он решится на что-то глобальное, сумасбродное. Тем более, он вырос в Петербурге, в детстве ходил в БДТ, у него есть воспитание. Он НАШ, и это самое главное. А вот если бы прислали кого-то из Москвы – было бы плохо.

- Не смущает, что в первое время ему придется работать на два театра?
- Об этом не стоит и задумываться. Как порядочный человек, я думаю, он не будет пренебрегать своими обязанностями ни у нас, ни в Александринке. Поймите, самое важное произошло: у нас есть главный режиссер! А найти его сейчас очень и очень сложно, ведь из кого выбирать, сами видите, как наша культура опущена. А Большой драматический – последнее наше достояние. Когда-то наша страна была везде первая, но все ушло. Остался лишь БДТ, и за него нужно держаться.

- То есть, как я понимаю, слова Могучего о грядущих экспериментах вас не настораживают?
- И даже не пугают. В конечном счете, у БДТ есть мы – его артисты, и в обиду свой театр не дадим: если что - запротестуем!  

- В отличие от вас, многие актеры, к которым я обращался с вопросами, не настроены общаться: «Не время для комментариев», - отвечали мне…
- Понимаете, актеры – люди зависимые, что-то скажешь не так, а тебе рукой помашут. Поэтому сейчас все очень аккуратны. А я верю в лучшее.

Сергей Лосев, актер театра БДТ

- Как труппа восприняла нового худрука? Сегодня уж больно много говорилось про страх и панику, хотя и в шутку…
- Никакой паники, слава Богу, нет, имеется некоторое напряжение, но так всегда перед чем-то новым, это как перед премьерой: просто нервы, страх того, примут тебя или нет. Все то же самое, только другого уровня. 

- Прогнозы какие-то наверно делать еще рано?
- Могу сказать, что театральная жизнь достаточно серьезно изменится, что, между прочим, тоже необходимо. А вот в лучшую сторону или в худшую все двинется – покажет только время. Андрей Анатольевич правильно сказал: «Давайте попробуем!» Со своей стороны мы тоже попробуем. Труппа у нас достаточно живая, чтобы не воспринимать все подряд в штыки, мы и сами понимаем, что нужно что-то менять. Но при этом кардинальных, нелогичных перемен опасаться не стоит. Андрей Анатольевич, как и мы, - петербуржец-ленинградец, а это о многом говорит, в частности о его уровне культуры, воспитании. Если бы нам назначили кого-то из Москвы, было бы труднее, Москва - все-таки иной город. В лице Андрея Анатольевича мы видим сочетание молодого бунтаря с человеком, имеющим большой театральный опыт: он поставил много чего интересного. Не все его работы нравятся, что естественно, но в каждой мы видим высокий уровень его мастерства.

↑ Наверх