Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Надмирный Клим

Когда театральный мир узнал, что 9 декабря знаменитому режиссеру исполнилось 60, никто не поверил. Он для всех — вечно молодой и юношески дерзкий художник с хрупкой аристократической внешностью

 

Клима театральному миру представлять не надо. Не нужно говорить: это Владимир Клименко, гуру театрального андерграунда, один из самых известных учеников Анатолия Васильева, взявший себе такой псевдоним.


Спектакль Театра «На Литейном» «Луна для пасынков судьбы» стал культовым для своего времени, и благодаря ему Клим был причислен к «новой волне» питерской режиссуры 90-х. Среди других его спектаклей — знаковые «Сон об осени» и «Отчего люди не летают» по «Грозе» Островского в «Балтийском доме».

Клим — создатель своего театра, направления, может, даже системы. Пытаясь определить этот театр, подбирали разные эпитеты: «медитативный», «магический», «трагический», «надмирный»…

Корреспондент «ВП» Евгений Авраменко встретился с народной артисткой России Татьяной Пилецкой, сыгравшей в «балтдомовских» спектаклях Клима, и актером Александром Лыковым, во многом благодаря которому Клим появился в Петербурге.

«Татьяна Львовна, вы мне необходимы!»

Татьяна ПИЛЕЦКАЯ, народная артистка России:
— Первый спектакль, который Клим поставил в нашем театре — «Балтийском доме», — назывался «Сон об осени». Признаться, прочитав пьесу норвежского драматурга Юна Фоссе, я ничего не поняла, о чем и поведала Климу: «Извините, к сожалению, я не смогу с вами работать. Не знаю, как это играть, — никогда ничего подобного не играла». На что он ответил: «Пожалуйста, все-таки придите на мою встречу с актерами — я буду их прослушивать». На эту встречу пришли артистов пятнадцать, и режиссер дал каждому прочитать вслух по отрывочку пьесы. Наступила и моя очередь. И после Клим нежно взял меня за руку и, отведя в сторону, сказал загадочно: «Татьяна Львовна, вы мне в этом спектакле необходимы». (Смеется.) Кто против такого устоит, правда? Клим вообще обладает даром влюблять в себя артистов.

Нередко зрители выходили после его спектаклей, восклицая: «Что это такое? Я ничего не понимаю!» Но Клима не надо понимать. Его нужно воспринимать — всей душой, всем сердцем. И тогда за видимой тишиной, пустотой, за вязью случайностей и полутонов откроется громадная мысль, которая тянется в его спектаклях от начала до конца.

В его спектаклях сцена превращается в «пространство многомерного времени»

«Я ушел за водкой, поэтому «Гамлета» не видел!»

Александр ЛЫКОВ, актер:
— Я видел спектакль Клима «Гамлет», когда он привозил его в Питер. Артисты играли на ковриках в зале Российского института истории искусств. Зрители просто сидели на стульях, расставленных по кругу, а в центре актеры разыгрывали тексты, которые написал Клим, видимо под впечатлением от классических произведений. Все начиналось с настоящей клоунады. У актеров на носах были красные шарики. И реприза эта длилась довольно долго, минут сорок. И надо сказать, никто не устал, может, только от хохота, который накрывал публику раз от разу все сильнее. В финале репризы артисты стали предлагать публике выпить. Но было нечего. Я вызвался достать. Они одобрили. Я ушел за водкой, поэтому спектакля не видел. Но водку нашел. Пришел под финал, но предлагать было уже некому. Звучали последние аккорды, и водка была некстати. Но ее мы выпили, а Клим очень заинтересовал меня как режиссер.

В двух спектаклях по его текстам я позже играл. Это «ОСБ» («Обратная сторона бесконечности») и моноспектакль «Я… Она… Не Я и Я». Многие до сих пор не могут это выговорить. Поэтому я говорю здесь, как правильно. Как назвал этот текст сам Клим. Это важно. Вообще он очень много написал разных пьес и текстов. И в них слова всегда выложены в столбик, а не как обычно — на всю страницу. По какой логической связи он их выстраивает? Или по какой-то другой связи? Я не знаю. Но с того времени все заучиваемые тексты я всегда сам выставляю столбиком. Для себя же. Оказывается, лучше запоминается.

…Сейчас, к сожалению, в репертуаре города уже нет спектаклей Клима. Но его присутствие и влияние ощущаются. Клим — не только режиссер, но еще и педагог и, конечно, автор текстов, к которым обращаются многие известные режиссеры и артисты. Александр Баргман несколько сезонов назад поставил «Каина» в «Балтдоме», год назад Оксана Мысина приезжала в Питер с моноспектаклем по Климу «Медея» режиссера Владимира Берзина, в Театре «Особняк» идет «Кабаре Бухенвальд» — моноспектакль Натальи Эсхи в постановке Юлии Паниной.

 

↑ Наверх