Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

«Надо просто увидеть и нажать кнопку»

В Фонде исторической фотографии имени Карла Буллы (Невский проспект, 54) открылась ежегодная выставка лучших работ фотокорреспондентов и участников творческой мастерской Андрея Чепакина, руководителя фотослужбы газеты «Невское время»

Знаменитая цитата, вынесенная в заголовок, принадлежит одному из самых знаменитых мастеров репортажной фотографии ушедшего столетия Анри Картье-Брессону. И она ничего не объясняет. Сегодня, когда техника шагнула вперед, ведь каждый может нажать кнопку. И нажимает. Но в результате мир лишь наводняется бесчисленным количеством бездарных снимков.

Наверное, секрет в том, чтобы сначала «увидеть». Если вы хотите научиться «видеть», обязательно приходите на выставку. Двадцать петербургских фотографов представили 120 снимков. Многие из них знакомы читателям «Невского времени». Но здесь, не на газетной полосе, а в пространстве уютного центра Карла Буллы, они выглядят по-иному.

В каждой фотографии — какой-нибудь определенный момент жизни города и горожан: торжественные события рядом с самыми обыденными. Эти осколки реальности, складываясь вместе, неожиданно становятся портретом эпохи.

Если вы хотите научиться «видеть», обязательно приходите на выставку.

Описывать фотографии — занятие неблагодарное. Но вот снимок, который останавливает внимание. Он был опубликован в «Невском времени» совсем недавно, накануне Дня России. Автор фото — Юлия Осмоловская.

Старушка в немодном пальто, в платочке в горошек, в растоптанных ботах стоит, склонившись в поклоне, на фоне скульптуры «Мать-Родина». В руках у нее две красные гвоздики. Это на Пискаревском кладбище, где в братских могилах лежат жертвы блокады.

Смотришь на фотографию и даже не понимаешь, а ощущаешь, что эта старая женщина, пережившая великую войну и, быть может, всех своих близких, и есть Россия.

Или вот, казалось бы, совсем обычный снимок Алексея Лощилова. Серый холодный день. Спальный район, застроенный хрущевками. Земля покрыта коркой льда — некрасивого, грязноватого, серого. К покореженной скамейке привязан шарик в виде алого сердца. Такое же сердце, символ модного праздника святого Валентина, держит в руках женщина в шляпе. Лицо немолодое, покрытое морщинами, усталое и какое-то безнадежное. Чужая на празднике. Но почему же так вцепилась она в этот дурацкий шарик? За снимком — целая история, жизнь, о которой так интересно было бы узнать!..

После того как отзвучали торжественные речи и поздравления, Андрей Чепакин ответил на несколько вопросов «ВП».

— Сегодня почти у всех есть если не фотокамеры, то смартфоны и планшеты. Люди без конца фотографируют все подряд. Отчего это происходит?
— Не так давно я делал репортаж в белые ночи. И обратил внимание, что люди все время фотографировали. Вместо того чтобы наслаждаться красотой города, впитывать ее в себя. Словно они могут видеть только через объектив. Думаю, это пройдет. Надо этим переболеть. Я своим фотографам говорю, чтобы они не замыкались только в рамках профессии. В жизни много интересного и достойного внимания кроме снимков.

— Слушаются?
— Не очень. Фотограф — одержимый человек.

— Что должно совпасть, чтобы получилась хорошая репортажная фотография?
— Оказаться в нужном месте, в нужное время, поймать момент. Когда все это говоришь, звучит банально. Но снимок должен быть небанальным. Несмотря на то что фотография документальная, должен быть определенный художественный уровень, вкус. Фотограф должен уметь выстроить кадр композиционно. Иными словами, у фотографа должен быть талант.

Осколки реальности, складываясь, неожиданно становятся портретом эпохи.


Экспозиция работает ежедневно с 10.00 до 20.00 до 15 октября.
↑ Наверх