Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Надо спасать Конюшенное ведомство

Эксперты раскритиковали инвестпроект объекта культурного наследия федерального значения

Проект «лесных братьев»

«Совет по культурному наследию должен защищать памятники России, а не прибыль офшоров Зингаревичей! Режут творение архитектора В. П. Стасова под апарт-отель», — с таким плакатом, на котором емко и убедительно была изложена вся нынешняя интрига с Конюшенным ведомством, встречала 24 февраля членов совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга одна юная петербурженка. Всего одна: потому что таковы нынче правила вольных пикетов. Свою волю мы делегируем в том числе различным общественным советам. Их мнение ИОГВ (исполнительные органы государственной власти) могут проигнорировать, могут учесть, а могут и поднять на щит — как повезет...

Распил памятника структурами братьев Зингаревич наглядно представлен на плакате молодой активистки

К комитету по градостроительству и архитектуре Смольного на площади Ломоносова, где заседает совет, тем временем прибывали те, кого называют квинтэссенцией разума в Петербурге: директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотров­ский, руководители других музеев мирового и национального звучания, режиссер Александр Сокуров, ведущие архитекторы города, профессура архитектурных и строительных вузов, депутаты Законодательного собрания города, градозащитники.

Вопрос заседания был: соответствует ли целям сохранения культурного наследия тот проект приспособления для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Конюшенное ведомство», который намерена осуществить организация «Плаза Лотус Груп» в лице своего подразделения «Оранж-Девелопмент»? Поскольку за цветочными названиями стоят структуры целлюлозно-бумажных магнатов, «лесных братьев» Зингаревич — Бориса и Михаила, то в обиходе план для Конюшенной в Петербурге так и называют: «проект братьев Зингаревичей». «Лесные братья» попутно осваивают также бывшие Павловские казармы на Марсовом поле: под гостиницу.

Будуары из фанеры и гипрока

Возведенные еще в петровские времена, позднее конюшни императорского двора на Мойке перестраивались несколько раз: модернизировались и меняли стиль согласно эпохе. В советское время ремонтировались, будучи автогаражами органов внутренних дел: от ОГПУ до ГУВД. В постсоветское время пришли в упадок, несколько лет назад были переданы властями с инвестиционными целями братьям Зингаревич под отель. Инвесторы решили выжать прибыль из пространств конюшен по максимуму, а именно разместить квартиры-апартаменты в выдающихся пространствах тех галерей, на которые не покушались даже ОГПУ-НКВД, а теперь разрешение на их застройку выдали ИОГВ. Теперь совет по культурному наследию пытается повернуть вспять то, что уже утверждено.

Так выглядят знаменитые анфилады сейчас Фото: Эскизы проектов: «Оранж-Девелопмент»

Таким видит будущее анфилад застройщик Фото: Эскизы проектов: «Оранж-Девелопмент»

Утвержденное представила директор по маркетингу «Оранж-Девелопмента» Елена Мургина. На большом экране предстала «Схема примыкания возводимых конструкций к существующим стенам». Исторические стены хотят выстелить звукопоглощающими минеральными плитами, посадить на клей фанеру, подвесить потолки из гипрока, поверх всего этого пирога пустить лепнину… Ну а подсластить горькую пилюлю евроремонта можно восстановлением квартиры Маннергейма — та была в псевдорусском стиле. Станет изюминкой апарт-отеля со СПА и подземным паркингом.

Елена Мургина сообщила, что это наполнение анфилад может рассматриваться и как временный вариант. Мол, ничто не помешает городу убрать эти апартаменты, эти будуарчики из фанеры и гипрока лет через 100 — 150, будь на то воля города: вернуть пространства и объемы исторических галерей, созданных великим Стасовым.

Кроме разбивки галерей на апартаменты, живо напоминающей сооружение фанерных перегородок в бывших барских квартирах Петрограда после революции, критичным эксперты называют и в прямом смысле подкоп под Конюшенное ведомство — освоение его подземного пространства под паркинг. По мнению специалистов по фундаментам, при реализации этого утвержденного ИОГВ момента пострадает и набережная реки Мойки.

Роковой вывод

«Я самый старый из присутствующих здесь старых петербуржцев, — взял слово в череде критиков проекта Андрей Пунин, известнейший искусствовед, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. — Мне 82 года. Хочу начать с рокового вывода, уже прозвучавшего в стенах Академии художеств. Более преступного проекта я в своей жизни не видел». Андрей Львович сослался на обсуждение, состоявшееся в академии 17 февраля: там проект также был подвергнут аргументированной критике. 

От ИОГВ на заседании 24 февраля выступил вице-губернатор Петербурга по строительному блоку Марат Оганесян. Он разделил тревогу по поводу застройки внутренних пространств памятника. Отметил, что решения по Конюшенному ведомству были приняты «руководителями ранее», но «мы, как ИОГВ, несем преемственность». Варианты исправления «ошибки» предшественников есть, их перечислил Марат Оганесян. Можно предложить инвестору возможность подумать и отказаться от освоения анфилад. Можно начать с ним судиться, но это будет означать возврат вложенных инвестором средств. Присутствующие депутаты заметили, что опыт судебных тяжб в Петербурге, слава богу, имеется: сумели же выиграть в процессе против «Охта-центра»…

«Здесь главный криминал — это функционал, — эмоционально высказался архитектор Никита Явейн о самом решении ИОГВ отдать Конюшенное ведомство под апарт-отель. — Здесь должна быть общественная зона!»

Итогом обсуждения стала рекомендация совета признать проект не соответствующим целям сохранения объекта культурного наследия с пожеланием инвестору найти для памятника другую функцию. 

По окончании заседания представитель инвесторов сообщил журналистам сумму трат на проект: 92 млн. рублей ушло на усиление фундамента Конюшенной церкви, 500 млн. рублей — на предпроект­ные разработки с участием иностранных проектировщиков и почти 20 млн. рублей «уже перечислили городу».

↑ Наверх