Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Найдены следы второй Исаакиевской церкви

Их помогли обнаружить работы по прокладке коллектора под Адмиралтейской набережной

Работы по строительству канализационного коллектора протяженно­стью 550 м под Адмиралтейской набережной близятся к завершению, сообщает «Водоканал». Строительство ведется с двух сторон — от Дворцового проезда и от Сенатской площади. Сооружение коллектора — это часть работ, необходимых для закрытия тех шести прямых выпусков сточных вод, через которые в Неву попадает около тысячи кубометров не­очищенных стоков в сутки, поясняют в «Водоканале».

Параллельно с природоохранной миссией прокладка коллектора уже выполнила другую — историческую. В ходе археологических раскопок, обязательных для центра Петербурга при проведении земляных и строительных работ, были найдены следы второй Исаакиевской церкви — одной из предшественниц современного, четвертого по счету, Исаакиевского собора.

Могильник первостроителей Петербурга на Сытнинской улице

«Церковь пострадала в 1735 году от удара молнии и была перенесена подальше от берега, — рассказывают в петербургском Институте истории материальной культуры РАН, ведшем раскопки на Адмиралтейской набережной. — Исторически вторая Исаакиевская церковь занимала место будущего памятника Петру I — Медного всадника».

Церковь, автором которой стал немецкий архитектор Георг Маттарнови, была построена в 1727 году. В плане она имела форму вытянутого прямоугольника, по облику перекликалась с Петропавловским собором. Место для нее, свидетельствуют историки, было выбрано не слишком удачное: невская вода регулярно подмывала фундамент. Огонь от молнии довершил дело разрушения Исаакия-2.

Находка фундамента Исаакия-2 стала завершающей новостью археологического сезона-2014, итоги которого были подведены в Институте истории материальной культуры РАН, на расширенном заседании ученого совета. Сейчас специалистами отдела охранно-спасательной археологии этого института ведется разведка по 14 адресам в исторической части города: там, где намечается строительство. Одна из самых впечатляющих находок такой разведки — массовое захоронение первостроителей Петербурга, найденное на Петроградской стороне, в районе Сытнинской улицы. В XVIII веке эта территория называлась урочищем Козье Болото.

«Найденные останки 253 человек были изучены археологами, историками и антропологами и дали возможность ответить на вопрос о том, кто именно работал на строительстве новой столицы Российского государства, и сделать выводы об особенностях их труда и быта», — рассказывают в академическом институте.

Одна из находок археологов

Наталья Соловьева, заместитель директора института, комментирует: «Антропологические исследования останков подтверждают, что это были строители: у них был особенно развит плечевой пояс — это говорит о том, что они совершали тяжелые рубящие движения, причем они именно работали топором, а не махали оружием. Поскольку Санкт-Петербург изначально застраивался деревянными зданиями, с большой долей уверенности можно сказать, что люди, которые обрабатывали дерево, были именно строителями».

Иван Широбоков, антрополог Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, поясняет: «Главная сенсация этой находки — она позволила с уверенностью утверждать, кем были первые строители Санкт-Петербурга. Это не были ни пленные шведы, ни финны, ни каторжники, а были крестьяне, выходцы из европейских областей России — Северо-Запада, Поволжья, а также карелы и ижора. Интересные детали выявило половозрастное исследование — оказалось, что среди захороненных много мужчин в возрасте до 20 лет, много мужчин в возрасте старше 40 лет и почти нет людей трудоспособного возраста от 20 до 40 лет. Это говорит о том, что крестьяне не были заинтересованы в этих работах и старались уклониться от них, посылая либо совсем молодых, либо уже представителей старшего поколения. Исследование прижизненных травм показало, что эти люди не имели ни повреждений, полученных в бою, ни серьезных заболеваний, которые оставляют следы на костях. Возможно, они умерли от голода, холода или болезней, которые протекают скоро».

Исследование могильников Сытнинской улицы подтвердило репутацию Петербурга как города, построенного на костях. Теперь вопрос: что делать с территорией, на которую уже не смогут прийти «новостроители», так как по законам РФ строительство на месте кладбищ категорически недопустимо? Отвечать на этот вопрос, конечно, не археологам. И как будет представлен на Адмиралтейской набережной фрагмент Исаакия-2 — это тоже вопрос не к ним, а к властям Петербурга. Пока в Северной столице нет традиции отмечать археологические находки какими-либо знаками на поверхности земли. Останки и артефакты перемещают в музейные и научные хранилища, а найденные фундаменты обычно закапывают обратно: это называется консервацией культурного слоя.

Фото предоствлены Институтом истории материальной культуры РАН
↑ Наверх