Найди десять отличий!
Копии знаменитых мраморных статуй Летнего сада совсем непросто отличить от оригиналов. В этом убедилась корреспондент «ВП» Галина Артеменко
Копии знаменитых мраморных скульптур петровской эпохи с помощью современных технологий гораздо лучше, чем оригиналы, защищены от внешней среды — грязи, пыли, выхлопных газов, перепада температур, осадков и даже от ультрафиолета. Копировали скульптуры с 2009 года — снимали силиконовые слепки, а затем эти формы наполняли измельченным каррарским мрамором с полиэфирной смолой и блокиратором ультрафиолета — чтобы скульптуры не желтели. Примерно через двое суток силиконовую форму снимали, словно ореховую скорлупу. И статуя-клон являлась на свет единым монолитом.
В Михайловском замке мне показали две статуи, символизирующие Милосердие, — оригинал и копию. Они стояли рядом и отличались лишь более светлым оттенком (копия) и чуть более рыхлой фактурой поверхности (оригинал).
Копии в Летнем саду начали устанавливать с августа, и за сентябрь должны установить все, причем работы идут лишь в ясную, сухую погоду. Сейчас копии тоже не разглядеть — специальное белое тканевое покрытие с водоотталкивающими свойствами скрывает их. Но вот хранитель скульптур Летнего сада Галина Хвостова рассказала мне в частной беседе, что, когда устанавливали копию статуи «Полдень», грянула пушка на Петропавловке, луч солнца упал на руку статуи — мрамор озарился светом.
![](/photo/new/9987.jpg)
В течение сентября в Летнем саду установят копии всех статуй.
В Летнем саду осталась одна подлинная скульптурная группа из петровской коллекции сада — «Мир и Изобилие» (Ништадтский мир), — созданная в 1722 году скульптором Баратта по специальному заказу Петра I.
Ее решили оставить под открытым небом после тщательной реставрации, так как эта скульптурная группа находится не под сенью лип и она лучше сохранилась, чем другие подлинники Летнего сада. Но, как говорят реставраторы, если станет видно, что состояние скульптуры ухудшается, ее немедленно уберут.
![](/photo/new/9988.jpg)
Пробный пуск фонтана.
Павел Лазарев, который занимался реставрацией подлинников петровской коллекции, рассказывает, что скульптуры бережно очищали от въевшейся грязи самыми разными способами, но по методике, утвержденной КГИОП, не повреждающей камень.
— Мы не расчищали камень добела, чтобы сохранить ощущение времени и старой скульптуры, соблюсти ту самую грань, когда наше вмешательство не нарушает ощущения времени, — рассказывает другой реставратор, Олег Иванов. — Для этого реставраторы должны кроме мастерства обладать интуицией».
Очень сложно было восполнять утраченные фрагменты скульптур. Отбитые носы, отломанные или отбитые пальцы и кисти рук — почти за триста лет что только не пришлось пережить этим статуям из каррарского мрамора!
— Надо было найти аналогию, на крайний случай — косвенную, чтоб восполнить утрату, — объясняет реставратор, — но доделка должна быть такой, чтобы она не ощущалась как что-то инородное. К тому же надо сделать так, чтобы всегда можно было без ущерба для статуи убрать воссозданную деталь.
Реставраторы рассказали про бюст Нерона — оригинал был значительно поврежден, если не сказать жестче — искалечен: практически утрачено лицо, вместо носа торчал гвоздь, не было ушей, большие сколы «украшали» щеки. Скульптурных аналогий под руками не было — искали портреты Нерона в графике (в музеях Ватикана и в Прадо), на античных монетах. Воссоздавали, придерживаясь так называемых инертных линий, то есть воображаемых, как бы мысленных продолжений абриса лица, рисунка ушей.
![](/photo/new/9986.jpg)
Бюст римлянина (Нерона) до и после реставрации. С носом император, согласитесь, гораздо красивее!
Сложно было из-за утрат реставрировать Аполлона — у него не было кисти руки, Нереиду и целый ряд других скульптур петровской коллекции. Олег и Павел вспомнили, как однажды, еще до начала масштабной реставрации в Летнем саду, один из обычных посетителей сада сравнил подлинники со свечками, которые незаметно, но необратимо тают и которые надо спасать. Это общемировая тенденция — заменять старые подлинники копиями, чтобы сохранить для потомков старый мрамор.
Фото руководителя отдела реставрации музейных ценностей Государственного Русского музея Евгения Солдатенкова
Метки: Про Петербург
Важно: Правила перепоста материалов