Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Фарфоровское кладбище: нам «камни» или мультиплекс?

Застройщики Фарфоровского кладбища оспаривают историю — власти отмалчиваются

 

— Там будет восемь кинотеатров. Такие, как сейчас во всем городе. И я хочу задать вопрос: вам что, интересней ходить смотреть на мемориальный камень и чтобы на бюджетные деньги город содержал парк, который будет обходиться минимум полтора миллиона в год? — предложил определиться с приоритетами застройщик территории за кинотеатром «Спутник» гендиректор фирмы «Петровский строитель» Алексей Каекин.


Его заместитель Юлия Зимнухова в свою очередь заверила: если что-то обнаружат — вызовут представителей необходимого городского ведомства, изымут останки.

— Существует определенная технология, как можно сделать это, не кощунствуя и не уничижая праха тех людей, которые там захоронены, — предположила возможность эксгумации представитель фирмы-застройщика.

 

Зона — вне охраны

Напомним, в длинные новогодне-рождественские праздники этого года в Петербурге — уже по традиции последних лет — произошла история с очередным сносом. На этот раз — не здания, а сквера. Были вырублены деревья на территории бывшего Фарфоровского кладбища в Невском районе, за кинотеатром «Спутник». Петербуржцы узнали, что здесь для них построят торгово-развлекательный комплекс. Застройщики сослались на то, что в этом месте нет никаких «исторических захоронений», о чем свидетельствуют и имеющиеся у них документы: справки из КГИОП. Правда, на деле в справках было сказано лишь о том, что земельный участок расположен за пределами зон охраны объектов культурного наследия (см. «ВП» за 17.01.13).

Есть захоронения на месте начинающейся стройки или нет? И почему петербуржцы просят губернатора остановить строительство на Фарфоровском кладбище? На этой неделе по этому поводу была созвана пресс-конференция с участием строителей и историков.

Володарский морг

Юрий Колосов, президент Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград, и. о. директора Музея обороны и блокады Ленинграда, доказывает: кроме дореволюционных захоронений на кладбище есть и блокадные. Захоронения на Пискаревском — это лишь всем известная их часть.

— Очень много мест, которые не фигурируют как места захоронений, — поясняет руководитель Музея обороны и блокады Ленинграда. — Например, парк Лесотехнической академии, где захоронения есть в траншеях. Васильевский остров — проспект КИМа, там семиэтажный дом куском стоит на месте бывшего противотанкового рва, в котором лежали мертвые тела. Одно из таких мест — Фарфоровское кладбище.

В отчетах треста коммунального хозяйства Ленинграда за 1943 год в разделе по организации похоронного дела приводится список моргов, утвержденных для сбора трупов по районам. До 1995 года документы по блокадным захоронениям имели грифы секретности. В том числе и этот список моргов. Под номером 2 в нем идет Володарский морг на Кладбищенской улице, 3, — ныне Бабушкина. Следовательно, где-то здесь были и траншеи, в которых хоронили свозимых в морг, — на упраздненном в 1930-х годах Фарфоровском кладбище.

По словам Юрия Пирютко, историка-краеведа, сотрудника отдела мемориальной скульптуры Музея городской скульптуры, сейчас приходится ломиться в открытую дверь, доказывая общеизвестное: само существование Фарфоровского кладбища и то, что перезахоронения с этого кладбища после его уничтожения в 1930-х годах были единичными (см. «ВП» за 25.01.13).

Покойные разного ранга

— Если вы думаете, что застройщики не знают историю своего города, вы ошибаетесь, — заверил на пресс-конференции Алексей Каекин.

О кладбище он знает, но — ранжирует его захоронения, как пляжные отели: первой, второй и далее не самой значимой линии.

— Захоронения были в первых рядах при церкви, это значимые, — разделяет покойных Алексей Валерьевич. — Туда хоронили самых значимых людей. Наша территория метрах в шестистах от тех захоронений, которые могли бы иметь какую-то историческую значимость. На территории нашего земельного участка по всем справкам, которые выдал КГИОП, нет исторических захоронений.

Война за память

— Я не первый раз участвую в подобных мероприятиях и называю их войной за память, — поделился Евгений Ильин, директор Центра изучения военной истории, доцент исторического факультета СПбГУ, командир студенческого поискового отряда «Ингрия». — Прежде казалось, что такое безобразие только в Ленинградской области, когда идет речь о строительстве мусороперерабатывающего завода, свинарника или птицефабрики на местах боев, — предприниматели имеют на руках все необходимые разрешительные документы. Начинаем проверку — там строительство идет на костях. Но в Петербурге, культурной столице России? Мы должны сказать, что это преступление, безобразие. Что мы, как граждане Российской Федерации, не желаем, чтобы развлекательный центр стоял на костях предков.

Дальнейшее — за синим забором

Казалось бы, чего проще — провести сейчас экспертизу территории. А далее, будь что-либо обнаружено, поступить по закону о погребении, по которому на месте кладбищ могут быть только зеленые зоны. Инвестору, соответственно, придется выделить в компенсацию иной, равноценный участок для торгово-развлекательного центра.

Александр Несмеянов, руководитель информационно-аналитического центра «Помним всех поименно», заверяет, что существуют «неинвазивные» методы исследования: не обязательно устраивать грандиозные раскопки. Выясняя, есть или нет захоронения на Левашовской пустоши, исследователи брали пробы грунта — те показывали биологические следы останков. Именно так, в дополнение к рассекречиваемым документам КГБ, в 1990-х годах активистами «Мемориала» было доказано это массовое захоронение жертв сталинских репрессий за большим зеленым забором в Левашове, на секретном объекте спецслужб.

Представители «Петровского строителя» на пресс-конференции от идеи экспертизы отказались: заявили, что и «методов практически нет», и КГИОП им разрешение на экспертизу не выдаст. Инвестор приобрел участок на законной основе, на городских торгах, без обременения историей, и отказываться от места у станции метро «Ломоносовская» не собирается.

— Шесть лет шаг за шагом мы идем к строительству центра. Разрешительную документацию имеем, проходим государственную экспертизу проекта и получаем ордер ГАТИ на установку временного забора, — сообщил о ближайших действиях Алексей Каекин.

А далее «вскрытие покажет», добавила к его словам Юлия Зимнухова, пообещав вести работы с осторожностью и (см. выше) изъять останки, если таковые будут обнаружены, с участием уполномоченных служб города. Уже за синим строительным забором.

Тем временем защитниками кладбища направлены письма во все мыслимые властные инстанции, по вертикали и горизонтали. Ответ — молчание. Из инстанций нет реакции ни на обращения петербуржцев, ни на многочисленные публикации в средствах массовой информации.

Между тем

В 2008 году компанию «Макромир», намеревавшуюся построить торговый центр вблизи станции метро «Ломоносовская» (также на территории бывшего Фарфоровского кладбища), Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга обязал провести поиск архивных документов, касающихся истории Фарфоровского кладбища, а также заказать археологическое исследование на предмет наличия на будущем месте строительства неперезахороненных останков. Это было сделано после обращения жителей Невского района к губернатору Валентине Матвиенко — ей напомнили, что согласно Федеральному закону «О погребении и похоронном деле» территория бывших мест погребения может быть использована только под зеленые насаждения. Проект торгового центра не состоялся из-за трудностей в компании и скоропостижной смерти в 2009 году его инициатора предпринимателя Игоря Шабловского.

 

 

↑ Наверх