Газета выходит с октября 1917 года Saturday 4 мая 2024

Нам важен их опыт сопротивления и верности

Выставка в Музее Анны Ахматовой «Блокада. До и после...»

О выставке в Музее Анны Ахматовой «Блокада. До и после. Василий Калужнин, Константин Кордобовский, Григорий Кацнельсон. Живопись, графика, объекты из фондов музея и частных собраний», которая открывается 28 января, корреспонденту «ВП» рассказал ее куратор — писатель, доктор культурологии Александр Ласкин.


— Выставка эта имеет сюжет. Сперва скажем о героях Большого выставочного зала — Василии Павловиче Калужнине (1890 — 1967) и Константине Александровиче Кордобовском (1902 — 1988). Значительную часть жизни эти мастера прожили рядом, в Петербурге — Ленинграде, но вряд ли были знакомы. При этом в их судьбах много схожего. Оба оставались в блокадном городе, оба не прекращали работать как художники, несмотря на холод и голод. Кордобовский иллюстрировал пушкинские сказки, а Калужнин создал серию картин, посвященных эвакуации Эрмитажа (на выставке будет демонстрироваться работа из этой серии. — Прим. авт.).

У каждого из мастеров была своя традиция. До конца дней Калужнин оставался «круговцем» (в начале пути он состоял в объединении «Круг художников»). Ему присуща живописность — даже в графических черно-белых листах. Красота его произведений неяркая, немного размытая, сходная с красотой белых ночей. В Кордобовском виден внимательный свидетель жизни русского авангарда. Даже в поздних его вещах обнаруживаются узнаваемые квадраты и прямоугольники — строительный материал су­прематизма. 

Герои Малого выставочного зала — петербургский писатель Геннадий Самойлович Гор (1907 — 1981) и художник Григорий Кацнельсон (р. 1974). В отличие от Калужнина и Кордобовского Гор был человеком сравнительно благополучным — известным писателем-фантастом. В осажденном городе и в эвакуации он написал книгу стихов, в которой нашел ключ к этому времени. Гор рассказал о блокаде языком обэриутов — языком преувеличения и оборванных внутренних связей. Кажется, писатель испугался своего открытия — и надолго спрятал рукопись в ящик письменного стола... Только сейчас эти тексты возвращаются в пространство культуры. 

Произведения Григория Кацнельсона посвящены не только Геннадию Гору, его «блокадной» книге, но и эпохе двадцатых — тридцатых годов. Специально для экспозиции в Музее Анны Ахматовой художник написал портреты Калужнина, Кордобовского, Гора, Вагинова, Хармса, Друскина… Эти работы говорят о том, что далекое время не завершено. Что самые свободные его представители для нас живы. Что нам важен их опыт — опыт сопротивления и верности. 

Выставка продлится до 23 февраля.

↑ Наверх