Газета выходит с октября 1917 года Thursday 14 ноября 2019

Наряд таинственной Матильды

Наши корреспонденты увидели костюмы к фильму о великой балерине Кшесинской

Съемки фильма Алексея Учителя «Матильда» о балерине Матильде Кшесинской и ее романтических отношениях с будущим императором Николаем Вторым еще не завершены. В строжайшей тайне держится имя исполнительницы главной роли. Но уже сейчас у нас есть уникальная возможность полюбоваться ее костюмами, заглянуть за кулисы съемок и в зеркало времени.

В Павловске, в Розовом павильоне, до 29 июня открыта выставка «Матильда. В блеске Императорского двора». Съемочная команда фильма любезно предоставила ГМЗ «Павловск» три десятка костюмов. Как-никак несколько эпизодов «Матильды» снимались в интерьерах Павловского дворца.

К сожалению, создатели «Матильды» не смогли присутствовать на презентации выставки: они уехали на открывшийся в Сочи кинофестиваль «Кинотавр».

«Алексей Учитель заколдовал нас!» 

Вера Дементьева (на фото), директор ГМЗ «Павловск», рассказала о том, почему они пошли навстречу съемочной группе «Матильды» и дали разрешение снимать в интерьерах дворца:

— Нас постоянно атакуют создатели фильмов просьбами предоставить возможность снимать в Павловском дворце и павильонах. Но мы очень редко соглашаемся, ведь ценности, которые мы храним, огромны. Обратился и Алексей Учитель. Поначалу мы раздумывали. Но когда увидели по телевизору сюжет о съемках «Матильды», то были околдованы красотой. Настолько тщательно был подобран реквизит, выстроены интерьеры, сделаны костюмы и аксессуары. И мы согласились.

В огромном Танцевальном зале демонстрируются на манекенах парадные платья и мундиры, облачения священнослужителей. Это часть костюмов, которые «играли» в сцене коронации в Успенском соборе. Для съемок были выстроены декорации собора, их создали на одном из петербургских заводов.

В Ротонде демонстрируются несколько балетных костюмов Матильды Кшесинской. 31 костюм из 5000, использованных в фильме. Для их создания в Китае было приобретено 17 тонн тканей.

Парадные платья в русском стиле ввел специальным указом император Николай Первый

Как Кшесинской досталась роль Желтой Жемчужины

Балетные костюмы Матильды Кшесинской помещены в комнату, куда мы можем только заглянуть через стекло. С обеих сторон — зеркала, которые использовались в фильме. Отражения балетных костюмов с расшитыми камнями, бисером и жемчугом лифами бесконечно множатся, отражаясь в зеркалах, увлекая нас в путешествие сквозь время.

Интересна история костюма к парадному балету «Жемчужина», который значился в программе коронационных торжеств 1896 года. В балете, который ставил Петипа, были задействованы труппы Большого театра и Мариинки. Как же Матильда Кшесинская могла упустить шанс выступить? Однако дело застопорилось. Сочли, что выступление Кшесинской перед новоиспеченной императрицей Александрой Федоровной будет неуместным. Никакой роли ей не дали. Но не таков был характер Матильды Кшесинской, чтобы смириться. За нее вступились высокие покровители, в результате сам император распорядился дать ей роль. И, поскольку все роли были уже распределены и отрепетированы, композитору Дриго пришлось дописывать музыку, а Петипа — поставить для Кшесинской па-де-де Желтой Жемчужины (Белая, Черная и Розовая в балете уже были).

Для создания костюмов к фильму было закуплено 17 тонн тканей

Фрейлины носили «патриотические» платья 

Конечно, создатели костюмов к фильму не ставили себе целью сделать точные копии по сохранившимся подлинникам. Для них было важно передать аромат эпохи, опираясь на историческую основу. Задача сложная, но команда Алексея Учителя с ней вполне справилась.

В сценах коронации, придворных балов много платьев, выполненных в так называемом русском стиле. Император Николай Первый еще в 1834 году издал указ, согласно которому все придворные дамы должны были появляться на официальных и светских мероприятиях одетыми в русском стиле. Художники по костюмам сохранили все основные черты: длинные шлейфы, кокошники с длинной фатой. Такие костюмы фрейлины носили вплоть до крушения Российской империи.

Вышивки — машинные, но бисер, блестки и жемчуг пришиты вручную

Их цвета и отделки были регламентированы. Однако правила не касались членов императорской семьи — для них платья создавались по индивидуальным заказам. Художники по костюмам иногда использовали исторические орнаменты, а порой — фантазийные, но укладывающиеся в стиль эпохи. Вышивки — машинные, однако в них присутствует немалая доля ручной работы, как в одежде haute couture. Блестки, бисер, жемчуг нашивались вручную.

Справка «ВП» 

В официальной аннотации к фильму «Матильда» (название — рабочее) сказано:

«Последний русский император и балерина, утвердившая славу русского балета.

Страсть, которая могла изменить русскую историю. Любовь, ставшая легендой».

Действие фильма охватывает период с 1894 по 1896 год — до коронации Николая II.

Сценарий написал Александр Терехов, обладатель премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер».

Костюмы к фильму создала известная художница Надежда Васильева.

Художники-постановщики — Вера Зелинская и Елена Жукова. Для съемок создавались масштабные декорации, как, к примеру, к эпизоду коронации в Успенском соборе Московского Кремля. Проходили съемки и в подлинных интерьерах петербургских и пригородных дворцов.

В ролях Николая II и Александры Федоровны выступили немецкие театральные актеры из берлинского театра «Шаубюне» Ларс Айдингер и Луиза Вольфрам.

Вдовствующую императрицу Марию Федоровну играет Ингеборга Дапкунайте, директора Императорских театров Ивана Всеволожского — Евгений Миронов.

А вот имя исполнительницы роли Матильды Кшесинской тщательно скрывают. Тайна будет раскрыта только во время премьеры.

В Танцевальном зале Розового павильона сейчас демонстрируются три десятка костюмов, которые «играли» в сцене коронации

Эх, тяжела ты, шапка Мономаха!

На одном из окон Зимнего дворца сохранилась процарапанная алмазом фраза «Nicky 1902 looking at the Hussars 17 March» («Ники 1902 глядя на гусар 17 марта»). Надпись сделана императрицей Александрой Федоровной и обращена к ее супругу — последнему императору России, при котором блеск двора достиг апогея. Вот что писал, к примеру, в 1914 году французский посланник Морис Палеолог: «Я надолго сохраню в глазах ослепительную лучистость драгоценных камней, рассыпанных на женских плечах. Это фантастический поток алмазов, жемчугов, рубинов, сапфиров, изумрудов, топазов, бериллов, поток света и огня». Конечно, сегодня невозможно воссоздать этот фантастический блеск даже средствами кинематографа. Но благодаря таланту и мастерству художников-постановщиков мы можем уловить его отблеск, который доносится до нас через сто с лишним лет.

Кстати

Костюмы будут гостить в Розовом павильоне только до 29 июня, после чего опять начнут «работать» на съемках. В будущем планируется передать часть костюмов на «Ленфильм».

Впереди — длинные выходные. Приезжайте в Павловск всей семьей. Можно и выставку посмотреть, и природой полюбоваться. Рядом с Розовым павильоном обитает много белок, которые охотно общаются с посетителями, выпрашивая орешки. В вольерах живут козочки и надменный павлин, который, если его вежливо попросить об этом, распускает свой великолепный хвост.

Многие балетные костюмы той эпохи создавались по эскизам директора Императорских театров Ивана Всеволожского

«Блистательна, полувоздушна…»

При Николае Втором блеск двора достиг апогея

↑ Наверх