Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 мая 2024

«Нас не победить»

Вручена премия имени Евгения Лебедева

На сцене Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова 14 января ожили образы знаменитой чеховской повести «Палата №6». Помимо премьеры публику ожидало еще одно событие: накануне 95-летия со дня рождения народного артиста СССР Евгения Алексеевича Лебедева состоялось вручение театральной премии его имени, учрежденной в 2000 году.
На этот раз премия была вручена создателям спектакля «Палата №6»: режиссеру-постановщику Владиславу Фурманову (сценический псевдоним — Влад Фурман), ученику Георгия Товстоногова, за постановку спектаклей по русской классической прозе и артисту БДТ, заслуженному артисту России Анатолию Петрову за исполнение роли Громова.
Корреспондент «ВП» Алексей Блахнов поспешил встретиться с лауреатами.

Символ премии — бронзовая фигурка Евгения Лебедева в роли Холстомера в знаменитом спектакле Георгия Товстоногова.


Владислав Фурманов: Ориентируясь на мастеров
— Как бы вы охарактеризовали значение премии в контексте современной театральной жизни?
— Отношение к этой премии — отношение знающих людей к памяти действительно великого артиста. Сейчас многие разбрасываются словами, но действительно ушло поколение людей, творивших таинство профессии. Тогда существовала дистанция между актером и зрителем, дистанция личной жизни и тех образов, которые актер создавал. Это то, к чему стремился Станиславский в воспитании актера, в развитии драматического искусства — и тогда были эти великие имена, актеры невероятного масштаба. Сейчас же, к сожалению, масс-культура и бизнес в большинстве случаев определяют вектор развития театра. Создается множество антреприз исключительно с целью зарабатывания денег, а не развития театрального искусства. И лишь ориентируясь на мастеров, сохраняя верность традициям русского театра, выжившего в трудные для страны годы, когда, несмотря на лишения войны, ставились спектакли и снимались фильмы, искусство жило, дышало и развивалось. Сейчас же развития не происходит. Это связано в первую очередь с ориентацией на развлекательность. Театр не должен развлекать. Он должен увлекать зрителя.

 

Анатолий Петров: По сути это признание своего своими
— Что значит для вас Премия имени Евгения Лебедева?
— Я артист БДТ, и поэтому Премия Лебедева крайне для меня важна. Тем более это независимая премия, принадлежащая исключительно актерскому сообществу, и по сути это признание своего своими. Хотя я бы счел несправедливым, если б меня ею наградили, а режиссера — нет, ведь исключительно благодаря ему стал возможен этот спектакль. Ведь «Палата №6» — это повесть, а не пьеса, и было положено много сил на адаптирование материала для сцены. В итоге получился спектакль со спорной пластикой, сильной музыкой. И самое главное, здесь речь идет не об «осовременивании» Чехова, а о том, что он становится понятнее и ближе людям сегодняшним.
— Какой вы видите стратегию жизни театра?
— Я лет десять как дружу с Юрой Шевчуком, так он регулярно говорит: «Попса побеждает, но нас не победить». Главный метод борьбы — честно, качественно, с душой, с полной самоотдачей делать свое дело. Как Шевчук являет собой альтернативу поп-культуре в музыке, так и любой актер драматического театра — тоже противодействие массовому, упрощенному, низменному.

Театральная премия имени Евгения Лебедева учреждена в Петербурге в 2000 году в рамках благотворительного фонда БДТ. У премии есть символ — бронзовая фигура Евгения Лебедева в роли Холстомера и финансовый эквивалент.
Лауреатами премии в разное время становились Кирилл Лавров, Татьяна Доронина, Наталья Акимова, Зинаида Шарко, Сергей Барковский, Валерий Ивченко, Полина Толстун, режиссер Темур Чхеидзе, художественный руководитель Театра «Зазеркалье» Александр Петров.

Фото предоставлены пресс-службой Театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова
↑ Наверх