«Нас выставили из магазина»
На вопросы читателей, касающиеся защиты прав потребителей, присланные на сайт нашей газеты, отвечает юрист Санкт-Петербургского общества защиты прав потребителей Артем Жилин
? Мы с подругами пришли в магазин «Глория джинс», нас оттуда выставили, сказали, что «нельзя мерить просто так». Потребовали показать деньги. Это законно?
Дарья
— Действия работников магазина совершенно неправомерны. Нарушение прав потребителя очевидно. В вашем случае продавец воспрепятствовал в получении полной информации о потребительских свойствах товара.
В частности, примерка одежды является единственным способом определить важное для одежды потребительское свойство: как она сидит на конкретном покупателе.
В соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно п. 1 ст. КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
С претензиями на качество обслуживания вы имеете право обратиться в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу.
? Купил телевизор, ребенок попал мячиком в экран и разбил. Ездил в магазин, сказали: ремонт делать самим, хотя была страховка отдельная при покупке телевизора.
Владимир
— По договору страхования одна сторона (страхователь) вносит другой стороне (страховщику) обусловленную договором плату (страховую премию), а страховщик обязуется при наступлении предусмотренного договором события (страхового случая) выплатить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, страховое возмещение или страховую сумму (ст. 929 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.
Договор страхования является безвозмездным, поскольку страхователь уплачивает страховую премию, а страховщик несет риск наступления страхового случая и при наличии последнего производит страховую выплату. Взаимный характер договора страхования очевиден, поскольку его стороны принимают на себя друг перед другом обязанности. Договор страхования может быть как консенсуальным, так и реальным.
В данном случае необходимо ознакомиться с договором страхования. Если в договоре указан ваш случай как страховой, следует обращаться непосредственно в страховую компанию.
? Купила шубу норковую. Дома, примерив еще раз, убедилась, что она великовата. Срок гарантии не вышел, сама ни разу не надевала, могу ли я вернуть товар обратно в магазин и получить деньги или другую шубу меньшего размера?
Ольга
— По Закону «О защите прав потребителей» покупатель в течение двух недель после покупки имеет право обменять шубу, если она не подошла ему по модели, цвету или размеру (ст. 25 закона). Если аналогичных моделей в магазине не будет, покупателю должны вернуть полностью потраченные денежные средства (п. 1, ст. 21 закона). Возвращаемый товар должен быть новым, неношеным, в упаковке и со всеми ярлыками, пломбами. Важно! Ярлыки не должны быть оторваны, и оригинальные пломбы должны быть сохранены.
Если покупатель захочет вернуть ношеное или испорченное меховое изделие, решив таким образом поменять его на новое, продавец не примет изделие обратно и будет, безусловно, прав по тому же Закону «О защите прав потребителей», где оговаривается ответственность продавца (магазина) в части возврата/обмена.
? Купили с мужем соковыжималку, выжали стакан яблочного сока, и она перестала работать. Будут ли проблемы при ее замене в магазине?
Ирина
— В силу п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Метки: Наши права Торговля Потребитель Почтовый ящик «ВП»
Важно: Правила перепоста материалов