Нас вызывает Таймыр
Российский этнографический музей приглашает на выставку «Свет далекой звезды», посвященную 75-летию со дня рождения Бориса Молчанова
До 21 апреля Российский этнографический музей приглашает на выставку «Свет далекой звезды», посвященную 75-летию со дня рождения Бориса Молчанова (1938 — 1993), первого долганского профессионального художника. Дополняют экспозицию произведения северных мастеров-косторезов.
Друзья. 1980
Долганы — самая молодая народность Севера, сформировалась она всего-то в конце XVIII века, а долганская письменность была официально принята совсем недавно, в 1970 году. Тем не менее долганы — самый многочисленный из коренных народов Таймыра, а многие этнографы называют их аристократами тундры — в том смысле, что от всех народов они восприняли самое лучшее. У долган развито чувство прекрасного, о чем свидетельствуют изделия декоративно-прикладного искусства, а краеведы говорят об их высокой нравственности.
Основное занятие долган — кочевое скотоводство, но есть среди них и литераторы, и ученые, и художники. Борис Молчанов был сыном охотника, учился, стал членом Союза художников. Начинал он как живописец и график: на выставке много набросков, линогравюр — это излюбленный жанр художников, желающих передать суровую природу Севера. Молчанов создавал и традиционные живописные работы — пейзажи, портреты, натюрморты; а в акварелях удивительным образом достигал монументальности — достаточно взглянуть на «Осень на Кутарамакане» (Кутарамакан — река и озеро на плато Путорана).
Обитель духов. 1992
На церемонии открытия выставки выступал Николай Артемьев, заведующий кафедрой алтайских языков Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена. «Меня всегда поражало, — сказал Николай Матвеевич, — что Борис Молчанов, будучи уже признанным живописцем и графиком, однажды заявил, что эти жанры его не удовлетворяют, в них нет духа Севера, — и перешел на природные материалы».
Основным материалом для поздних картин Бориса Молчанова стала ровдуга — покрытие чумов. Художник активно использовал кожу, кость, дерево. Некоторые композиции включают в себя объемные фигурки людей и мифических существ. Впрочем, граница между человеком и мифическим существом весьма условна, как и граница между мирами внешним и внутренним, — в работе «Между двух миров» внутреннее пространство чума неожиданно вырастает до размеров Вселенной и земля говорит с небом.
«Если вы с первого раза что-нибудь здесь не поймете, — посоветовал Николай Артемьев, — приходите еще и еще раз, рано или поздно вы почувствуете дух Севера».
Метки: Не пропусти! Выставки Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов