Газета выходит с октября 1917 года Saturday 21 декабря 2024

«Наша шнява «Мункер» пошла в Питербурх…»

В Нижнем парке Петергофа после реставрации открылся Музей императорских яхт

У его посетителей есть уникальная возможность увидеть подлинное платье Екатерины II и вещи, принадлежавшие царевичу Алексею. 

Музей этот находится на самом берегу Финского залива, в устье Морского канала возле пристани, к которой в прежние времена приставали корабли с гостями императорской резиденции, а ныне она принимает «метеоры» с посетителями петергофских музеев. 

Музей императорских яхт. Имитация петровского барокко

Небольшое здание напоминает по архитектуре петровское барокко. Но домик этот по сравнению с петровскими постройками — новодел. Ибо построен он чуть более ста лет назад, в 1914 году, причем не как павильон на пристани для приема почетных гостей, как считалось ранее, а специально для радиостанции Петергофа. И это одна из тайн, которая стала известна в ходе реставрации. Об этом корреспонденту «Вечёрки» поведала хранитель экспозиции обновленного музея Татьяна Ушакова. 

Первые посетители в Музее императорских яхт осматривают модель яхты «Держава»

— Документы о постройке здания обнаружились в одном из филиалов Архива Военно-морского флота в Кронштадте, — рассказала она. — Радиостанция была построена и использовалась для нужд флота, так что здесь налицо перекличка с темой нашей экспозиции. Ведь первый зал музея посвящен Петру Великому, создателю ВМФ России, а также основоположнику парусного спорта в нашей стране.

Действительно, в первом зале выставлены навигационные инструменты XVIII века, а также более поздняя шкатулка в виде ботика Петра — первого парусника в его жизни. Там же — модель шнявы «Мункер», построенная по чертежам самого Петра, а для Петергофа имеющая особое значение: именно в судовом журнале «Мункера» в записи от 13 сентября 1705 года впервые упоминается имя царской резиденции: «Наша шнява «Мункер» пошла в Питербурх, после полудня в 4 часа против Петергофа кинула якорь…»

Здесь же — копии епанчи и шкиперской куртки, принадлежавшей Петру I. И — сюрприз — подлинное платье Екатерины II, выполненное по форме Военно-морского флота!

— Дело в том, что копия этого платья сейчас находится на выставке в Калининграде, и мы временно экспонируем оригинал, — объяснила Татьяна Ушакова. — Однако тем, кто захочет его увидеть, следует поторопиться.

В Большом зале тех, кто помнит прежнюю экспозицию, также ждет сюрприз. И не один. Нет, прежние экспонаты — на прежних местах: модель императорской яхты «Держава», гравюры, изображающие другие яхты царствовавших Романовых  и их родственников — великих князей, посуда, использовавшаяся в плавании на этих яхтах (а для каждой специально изготовлялся свой набор сервизов — столовый, чайный, кофейный). Однако в новой витрине мы видим саблю морского офицера и кортик.

— Экспозиция получила более мужское, что ли, звучание, — смеется Татьяна Ушакова. — Как же, рассказывая о флоте, обойти стороной офицерский кортик?

Реконструкция кабинета владельца императорской яхты

Но главное обновление Большого зала — реконструкция царственного кабинета владельца яхты «Держава», пусть и несколько условная.

— «Держава», построенная в Новом Адмиралтействе в Петербурге в 1871 году, была самой большой из царских деревянных яхт (ее длина была почти 95 метров, ширина 13 м, водоизмещение свыше 3000 тонн, с паровой машиной мощностью 720 лошадиных сил). И самой роскошной, — продолжает рассказ Татьяна Ушакова. — Ее внутренние помещения были отделаны в русско-византийском стиле по проекту известного архитектора и художника-декоратора Ипполита Монигетти. Именно из этой мебели в кабинете представлены шкаф-горка и два стула. Письменный стол, впрочем, из более позднего времени.

Ну а последний зал посвящен последней императорской яхте — огромному «Штандарту», который на момент своей постройки был одним из самых современных кораблей в смысле технического оснащения. А также самой большой из крейсерских яхт в мире. В металлическом корпусе длиной 113 метров, водоизмещением почти 5500 тонн размещались две паровые машины общей мощностью 12 тысяч лошадиных сил, два гребных винта (а не колесо, как на прежних яхтах) обеспечивали скорость до 22 узлов — не всякое современное судно так может разогнаться. На корабле были своя электрическая и телефонная станции, установка для опреснения морской воды…

Подлинное платье Екатерины II по форме Военно-морского флота

— В 1905 году на «Штандарте» должна была состояться встреча Николая II и германского кайзера Вильгельма II с целью подписания соглашения против Франции, — поведала интересную подробность Татьяна Ушакова. — Не получилось — там меняли котлы. Пришлось монархам встречаться на более скромной «Полярной звезде», предыдущей императорской яхте. О чем Николай II сожалел, ибо лишился очередного повода подколоть «кузена Вилли», чья яхта «Гогенцоллерн» заметно уступала «Штандарту». Вильгельм неоднократно просил Николая подарить ему «Штандарт», буквально вы­клянчивал его — понятно, что безуспешно.

В витринах — предметы, рассказывающие о жизни царской семьи на «Штандарте», многие из которых появились после обновления экспозиции. Это походная чернильница царевича Алексея и кастрюлька со спиртовкой для приготовления пищи мальчику, табличка на двери каюты матроса А. Е. Деревенько — дядьки царевича, сигнальный свисток боцмана «Штандарта»… Здесь же фотографии интерьеров царской яхты.

А то, как проходила жизнь августейших владельцев яхты на ее борту, можно увидеть в Большом зале на сенсорном экране, показывающем кинохронику начала XX века. Щемящие кадры — игры детей Николая II на палубе «Штандарта». До трагического 1918 года еще почти десять лет…

Кстати, «Штандарт» мистическим образом повторил судьбу своих владельцев. После революции он стал учебным и вспомогательным судном Балтийского флота в Кронштадте, пережил войну. А закончил свою жизнь как корабль — мишень для стрельб ракетных катеров: был так же расстрелян.

Но чтобы экспозиция музея не заканчивалась на грустной ноте, в зале «Штандарта» представлены экспонаты, рассказывающие о спортивной парусной жизни в столице России. В частности, Императорского яхт-клуба, открытого по указу Николая I в 1846 году. 

Боцманская дудка со «Штандарта»

↑ Наверх