Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

«Благодаря почти безжалостному отношению к себе он, может быть, и добился того, что стал одним из лучших»

Сегодня выдающемуся музыканту нашего времени, входящему в пятерку лучших дирижеров мира, Марису Янсонсу исполняется 70 лет

Добавим, что народный артист России Марис Янсонс входит в Общественный совет Балтийской медиа-группы, в которой состоит и наша газета. Поэтому нам особенно приятно поздравить сегодня Мариса Арвидовича с юбилеем.

Наши коллеги с радиостанции «Нева FM» последнюю серию выпусков программы «Опера магна» (в буквальном переводе с латыни — «Большая работа») о классической музыке и ее исполнителях посвятили виновнику торжества. Как сообщил главный редактор радиостанции Алексей Мосин, спецвыпуски выйдут также сегодня в 12.30, 18.30 и в 21.00. О дирижере и его творчестве в программе говорят коллеги, выдающиеся музыканты.

Самая интересная оценка личности легендарного музыканта и его свершений в мире музыки дана теми людьми, которые знают его с детства. Теми, с кем он сидел за одной партой в знаменитой школе-десятилетке при Консерватории, с кем играл в баскетбол в спортзале и в футбол во дворе дома в Тульском переулке, где он жил с родителями в Ленинграде в годы учебы. Это Раймонд Паулс, Владимир Спиваков, Соломон Волков, Валерий Гергиев, Давид Голощекин.


Раймонд Паулс (композитор, дирижер, пианист, народный артист СССР):
— Марис Янсонс родился в Латвии. Отец его Арвид Янсонс был очень хорошим дирижером, а мама была очень приятным человеком. Мы с его семьей встречались раньше в Латвии, в Юрмале, где у нас были рядом дачи, вместе гуляли по берегу залива.

Потом он уехал в Россию, в Петербург, тогда еще Ленинград, окончил Ленинградскую консерваторию, работал какое-то время в Ленинградской филармонии ассистентом у легендарного дирижера Евгения Мравинского. И Марис, несомненно, многому у него научился. Но свою замечательную карьеру, на мой взгляд, он начал все же в Норвегии, где с 1979 года занимал место музыкального руководителя филармонии Осло. И потом постепенно, постепенно, шаг за шагом, он стал известным во всем мире. Так что думаю, он вряд ли нуждается в моих комментариях. Хотя мне приятно сказать о нем хорошие слова.

Где-то внутри у Мариса есть также латвийская основа — это любовь к труду и серьезное, ответственное отношение к тому, что ты делаешь. Благодаря почти безжалостному отношению к себе, не позволяющему никаких поблажек, подчинению всей своей жизни труду, он, может быть, и добился того, что стал одним из лучших дирижеров мира. При этом, конечно, ничего бы не вышло, если бы Бог не дал ему талант. Этого нельзя добиться никаким трудом, это дается свыше. Я часто смотрю его концерты по телевизору. И не только те, где оркестр под его руководством исполняет сложнейшую музыку — такую, как симфонии Густава Малера или, скажем, Бетховена. Но я видел, с какой виртуозной легкостью он дирижировал музыкантами, исполняющими вальсы Иоганна Штрауса.

У него много наград и почетных титулов. Но я всегда смотрел на эти знаки отличия с некоторой иронией. Я ведь в свое время удостоился высшего титула того времени — звания народного артиста Советского Союза. Да, приятно, красиво, но ты положишь эти награды в шкаф — и все. А самая важная и красивая награда — это когда он выступает на сцене и публика принимает его с восторгом и благодарностью. У Мариса Янсонса эта величайшая и важнейшая награда есть.

Гордится ли им Латвия? Сложный вопрос. Думаю, там была некоторая обида, что он вынужден был уехать. Часто бывает так, что на родине к тебе относятся не очень, а в других странах совершенно иначе. Есть даже такая поговорка, что гениев в своей стране не любят. Я уже не говорю про тот несчастный период, когда многие талантливые люди уезжали из СССР. А сейчас из Латвии уезжают только по иным причинам — не по идеологическим, а по финансовым.

Ну что можно пожелать человеку, который всего достиг? Только одного — продолжать делать то, что он все это время делает, продолжать свою работу и быть в ней еще более успешным, если такое вообще возможно. И чтобы ему здоровье позволило работать с той же энергией. Я надеюсь, что так и будет. И пусть в мире о нем и дальше говорят как о выдающемся музыканте современности!

Владимир Спиваков (дирижер, скрипач, народный артист СССР):
— Талант дирижера был дан Марису Янсонсу свыше, от рождения. И это было заметно уже в школьные годы, когда мы все только начинали постигать тайны музыки. У него всегда был пример перед глазами: его отец Арвид был великолепным дирижером, мать Ираида Германовна была оперной певицей, необыкновенной женщиной, прекрасным человеком. Главной чертой характера Мариса с детских лет была любовь к музыке.

Соломон Волков (музыковед и писатель):
— Первое, что бросалось в глаза, — он глубоко порядочный человек, на его слово всегда можно было положиться. Мы вместе учились, тогда это называлось «музыкальная школа-десятилетка при Консерватории». Без Мариса я бы это заведение не окончил, меня бы выгнали. И Марис, который был круглым отличником, будучи человеком добрым и открытой души, позволял мне списывать, уже за это одно я Марису глубоко-глубоко благодарен.

Я очень хорошо помню один эпизод, отец Мариса привез из очередной своей гастрольной поездки в Японию большую пластинку «Петрушки» Стравинского. И мы собрались и слушали вот эту запись. Это очень важно было, потому что мы тогда слушали не просто как музыку, это был какой-то сигнал, откуда-то оттуда — издалека и, конечно же, в плане чисто музыкальном, художественном — это было просто потрясение для всех нас, и вот такого рода встречи нас очень сближали.

Валерий Гергиев (директор — художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, народный артист России и Украины):
— Мне доставляет огромную радость поздравить выдающегося дирижера Мариса Янсонса — моего коллегу и моего друга. Очень трудно говорить о его 70-летии, даже в связи с его днем рождения. Легче говорить о 60-летии его творческой деятельности, ведь он начал активно заниматься творчеством с 10 лет. Очень хотелось бы подчеркнуть его удивительный профессионализм, чувствующийся во всей его творческой деятельности, которую он ведет на протяжении полувека по всем миру как дирижер — и дирижер очень успешный. Безусловно, Марис Янсонс — один из лучших дирижеров современности, работающий в сфере классической музыки.

Он — величайший музыкант, представляющий выдающуюся русскую, российскую школу. С другой стороны, как латышский музыкант, ведь первые уроки музыки он получил от своего отца, тоже выдающегося дирижера Арвида Янсонса. Уже много лет Марис Янсонс блестяще представляет Россию во всем мире и делает это с блеском. Хочется пожелать ему здоровья, чтобы он и в 80 лет продолжал концертировать по всему миру.

Давид Голощекин (джазовый мультиинструменталист и композитор, народный артист России):
— Мы с ним учились в одном классе в знаменитой школе-десятилетке при Консерватории. Класс наш был очень маленьким. Я всех помню. И может быть, благодаря тому, что было так мало народу, у всех были добрые отношения. Не было деления на любимчиков и нелюбимчиков. Но были люди, которые не просто по-доброму относились друг к другу, а были настоящими друзьями. Общались не только в школе и на темы, связанные с учебой, но вне школы и — обо всем на свете. А это ведь и называется школьной дружбой. Такими близкими друзьями для меня были Марис Янсонс и Владимир Спиваков. Сейчас, к сожалению, мы редко видимся, по объективным причинам: они много гастролируют по всему миру, живут в других городах. Но теплые отношения, которые связывали нас в школе, сохранились по сей день.

Наша троица, как ни странно сегодня это слышать, считалась хулиганской. Конечно, это было не то, что считается хулиганством сегодня. Но в той школе, в то время, при тех преподавателях наши поступки расценивалась именно так. Я был главным хулиганом — играл на переменках на роялях, на которых исполнялась только классическая музыка, буги-вуги. Я придумал такой трюк — на карандаш натягивалась резинка, открывали рояль, Марис стучал по басам, и звучание напоминало контрабас. Всегда после этих импровизированных концертов возникал скандал. И Марис знал об этом, но все равно соглашался мне ассистировать. Наша знаменитая завуч Елизавета Мартыновна, которую и сейчас помнят все учившиеся в этой школе, была очень строгой дамой, всегда одевалась в черное, курила «Беломор», преподавала русский язык и литературу, говорила строгим скрипучим голосом… При этом была добрейшим человеком.

Марис был на редкость обаятельным. Даже этот его латвийский акцент придавал ему некий европейский лоск. И манеры у него были очень хорошими, он был воспитанным, обходительным человеком. Его любили учителя.

Мы с Марисом очень любили спорт, пропадали многие часы в спортивном зале, играли в баскетбол и футбол.

Я часто приходил к нему домой, он жил в доме в Тульском переулке, где был большой двор, и мы там гоняли мяч, иногда целыми днями. Приходили обедать к нему домой, где часто присутствовал его замечательный отец, дирижер Арвид Янсонс. С ним было интересно разговаривать. Даже про джаз, к которому он, в отличие от многих классических музыкантов, относился с уважением. Он ведь большую часть жизни прожил в Латвии, а там было все же посвободнее, чем в России. Арвид, быть может, интуитивно, как талантливый музыкант, чувствовал ценность джаза, хотя ему эта музыка не была близка.

Я мало видел живых концертов Мариса Янсонса здесь. Но много видел по телевизору. И могу сказать, что он великий, разносторонний музыкант, который может дирижировать любой музыкой. Хоть Пендерецкого, хоть Штрауса, хоть Малера или Бетховена.

О трагических обстоятельствах его появления на свет, о том, что он родился в гетто и его мать и он сам чудом избежали смерти, я ничего не знал. Он никогда об этом не говорил.

Я не могу анализировать его творчество как эксперт. Но от других он отличался, на мой взгляд, очень серьезным, глубоким отношением к занятиям музыкой. Он человек, который сам себя сделал. Плюс, конечно, талант, данный ему Богом.

Я хотел бы пожелать ему долголетия и очень крепкого здоровья. А годы не важны в нашей профессии! Музыкант никогда не стареет! Всегда остается на своем месте. И еще я желаю ему огромных творческих успехов, еще больших, чем он уже достиг.

Марис Янсонс родился в Риге в семье дирижера Арвида Янсонса. Закончил Ленинградскую консерваторию, учился дирижированию у Герберта фон Караяна в Зальцбурге и у Ганса Сваровского в Вене.Победил на Международном конкурсе Караяна в 1971 году. С 1973 года работал рука об руку с Евгением Мравинским в «первом» оркестре Ленинградской филармонии. С 1979 года возглавлял филармонический оркестр Осло, с 1997-го по 2004-й был главным дирижером Питтсбургского симфонического оркестра. В 2003-м возглавил оркестр Баварского радио, в 2004-м принял пост главного дирижера амстердамского оркестра Концертгебау. Профессор Санкт-Петербургской консерватории. Регулярно выступает и записывается с крупнейшими симфоническими оркестрами мира.

Мариса Янсонса поздравляют

Соломон Волков:
— Дорогой Марис, я знаю, что ты всегда, везде думаешь только о музыке — это замечательно! Потому что музыка — это та стихия, которой ты живешь, которой ты дышишь, и та стихия, которую ты обуздываешь иногда и преподносишь слушателю таким образом, что тот оказывается сам вовлечен в эту волшебную сферу. Ты возглавляешь два из самых лучших европейских оркестров, ты безумно занят и все-таки у тебя остается время на общение с друзьями, на чтение книг, на посещение музеев. Я знаю, как широк твой кругозор и как сильна твоя любовь к музыке. Всего тебе самого лучшего!

Родион Щедрин (советский и российский композитор и пианист, народный артист СССР):
— Марис Янсонс — огромнейший музыкант, один из самых вершинных дирижеров, ныне живущих, человек исключительного благородства, аристократизма, ответственности перед той музыкой, которую исполняет. Мне довелось с ним много работать на разных континентах и с разными оркестрами, и я был свидетелем того, как боготворят его оркестр. Два моих сочинения посвящены ему — «Диалоги с Шостаковичем» и «Лолита-серенада». Я желаю ему от всей души здоровья, потому что все остальное у него есть, все в его руках, те коллективы, с которыми он работает, и Берлинская филармония, и венские знаменитые музыканты, все преклоняются перед ним, работают с ним с огромной радостью, он величайший авторитет, и к тому же все его исключительные человеческие качества так располагают к нему людей! И мое сердце тоже... И я, любя его всем сердцем, говорю: Марис, дорогой, главное, будьте здоровы, все остальное у вас есть!

Денис Мацуев (пианист, народный артист России):
— Дорогой маэстро, дорогой Марис, я хотел бы вам сказать, что вы — уникальный музыкант, уникальный человек, для меня были моменты счастья, когда мы с вами общались и работали на сцене — это дорогого стоит, я помню каждую фразу. Я желаю вам здоровья в первую очередь, конечно, потому что вы выкладываетесь так, как мало кто выкладывается... И вы отдаетесь полностью музыке. Я поздравляю вас, и когда мы с вами встретимся, когда будем играть с вашим королевским оркестром в июне, у меня есть для вас подарок: два новых анекдота, которые расскажу при встрече. С праздником!

Благодарим за помощь в подготовке материала радиостанцию «Нева FM» и ее главного редактора Алексея Мосина.
↑ Наверх