Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Наследникам печали

До 15 июня Музей игрушки приглашает на выставку «Мишка, зайка и война», посвященную игрушкам детей войны

Выставка подготовлена совместно с Музеем истории фотографии, поэтому значительная часть экспозиции — это именно фотографии. А на фотографиях — дети, прошедшие войну, выжившие и не выжившие. И у них в руках обычно — плюшевые медведи, зайцы, собаки, реже — слоны и свиньи. Куклы, понятно, только если у девочек.

Поросята произведены, вероятно, московской артелью «Кооперигрушка». Перед ними детская шарманка, конец 1930-х, артель «Музигрушка» (Ленинград).


Директор Музея игрушки Юлия Иванова рассказала на церемонии открытия, что ей при работе над экспозицией очень помогла статья филолога Алексея Миронова «Жизнь замечательных игрушек: Трансформация образов животных-игрушек в российской литературе». «Зооморфные игрушки связаны с тотемной символикой, — пишет ученый. — Созданные рукой человека фигурки были связаны с охранительной функцией оберега... За игрушками-животными в литературе сохранилась сакральная функция оберега, который очень дорог ребенку».

«Родная кукла и добрый зверь — детские обереги с языческих времен, и генетическая память русских, английских, французских, немецких, еврейских детей узнает их безошибочно», — говорит Юлия Геннадиевна. А главное в этих игрушках — то, что они были сделаны с уважением к детям. Для иллюстрации своей мысли Юлия Иванова специально принесла розовую мышь в зеленых штанах китайского, разумеется, производства: «Вот посмотрите: какое здесь послание ребенку? Кто его уважает? К нему скорее относятся с пренебрежением, даже издеваются... А вот эта собака, — она показывает выцветшую плюшевую собачку производства 1930-х, — да, она серьезна, с ней можно общаться, разговаривать».

Конечно, все игрушки на выставке имеют свою историю, но, к сожалению, эта история часто никому не известна. Но есть и исключения. Один из плюшевых медведей поступил в фонды музея с аннотацией: «Браусевич Наталия Сергеевна, род. 6/VII-1941. Куплен в 1942 году за хлеб». То есть даже в блокадном Ленинграде, где хлеб был высшей ценностью, родители были готовы обменять его на игрушку для ребенка — впрочем, этот медведь того стоит: даже взрослому человеку хочется его обнять. Многие удивляются: почему нынче дети равнодушны к мягким игрушкам? Ответ прост: потому что игрушки такие, к тому же их стало слишком много.

А австрийские механические игрушки — клоун-акробат и мальчик с лошадкой — советский солдат по фамилии Кривоносов получил в качестве трофея. Зашел солдат-победитель в один дом — воды попросить, а там испуганные хозяева: «Берите что хотите!» Он эти игрушки увидел и попросил — для своих детей, разумеется, в СССР таких не было.

Авторы экспозиции считают, что родители и педагоги совершенно зря опасаются знакомить детей со страшными страницами истории. «Такая «прививка от зла» болезненна, но необходима, — говорит Юлия Геннадиевна. — Нет победы без страдания, и если наши дети — наследники победы, то они же — и наследники печали. Если утаить их героическое наследство, то они не смогут постичь ни смысл Великой Победы, ни ее цену».

↑ Наверх