Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Наталия Витренко: Раскол Украины — не самый худший вариант для страны

Судя по всему, Украина не скоро выйдет из политического кризиса.

Президент Виктор Янукович отправил в отставку премьера Азарова, а Рада приняла закон об амнистии, по которому всех задержанных отпустят при условии, что до 15 февраля митингующие на Майдане освободят административные помещения.

О том, что происходит сейчас в «жовто-блакитной» стране, «Вечёрка» поинтересовалась у лидера Прогрессивной социалистической партии Украины (ПСПУ), доктора экономических наук, члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств РФ Наталии Витренко.

— Сейчас говорят о достигнутом компромиссе, — первым делом заметила Наталия Витренко, — но никакого компромисса, на мой взгляд, нет. Компромисс — это когда обе стороны идут на уступки. Но пока на существенные уступки пошла только одна сторона — власть. И то только потому, что у власти (я имею в виду Януковича, его семью и олигархическое окружение) рыльце в пушку. Ведь они прекрасно понимают, что Запад может применить санкции, а это арест капиталов и засветка их криминального происхождения. Вот этого украинская власть боится больше всего, поэтому и ведет себя нелогично.

— В чем проявляется нелогичность?
— У Януковича есть абсолютно все основания для введения в стране чрезвычайного положения, чтобы защитить государство от антиконституционного переворота, защитить жизнь и безопасность граждан. Но вместо этого появились какие-то параллельные органы власти: «народная рада», органы самоуправления — кто их выбирал? А 29 января сформировалась национальная гвардия — вооруженные силы Майдана. Это что такое? Майдан сейчас заявляет, что ему нужна вся власть — от президента, парламента до местных советов, правоохранительных органов.

— Наталия Михайловна, как вы думаете, прослеживается ли какая-то косвенная связь событий на Майдане с тем, что в России скоро состоятся Олимпийские игры?
— Я бы не хотела даже связывать эти события — это табу. Думаю, России спокойно нужно провести Олимпиаду — слишком много поставлено на Игры. Но, с другой стороны, я уверена, что ситуация на Украине обострена сознательно именно в предолимпийский период, когда Россия не может даже шевельнуться и влиять на украинские события. В целом же у России не получится остаться в стороне, потому что тогда возникает и проблема выдачи кредита, и проблема предоставления различных скидок на газ, и проблема кооперативных связей, и проблема инвестиционных связей. Как, скажите, можно развивать инвестиционные проекты, если депутат Розенко из партии Кличко «Удар» заявил, что как только они сформируют правительство, то сразу назовут четкую дату подписания соглашения об ассоциации с ЕС? И что, Россия будет оплачивать евроколонизацию Украины? Нет, конечно. Поэтому России все равно придется давать свои оценки, только это будет не сегодня. Но то, что на Украине десятки миллионов молятся на Россию и ждут от нее помощи, — это точно.

— Каким, на ваш взгляд, будет новое правительство Украины?
— Это трудно прогнозировать. Я бы, например, не сдавала Азарова. Но раз Янукович сдал своего ближайшего соратника, то откуда знать, кому он дальше доверит этот пост — либералу-соглашателю Тигипко, или оранжевому Порошенко, или националисту Тягнибоку?

— Кстати, о националистах. Российские СМИ сообщают, что на Майдане сильны и русофобские, и антисемитские настроения, люди боятся разговаривать по-русски, комментировать происходящее...
— Ко мне сейчас приехал племянник из Москвы, и я его ругаю, что он в такое опасное время приехал в Киев, ведь у него российский паспорт и говорит он на русском языке. Сейчас русофобские настроения очень разжигаются, прежде всего на Майдане, и этот психоз увеличивается, где ты столкнешься с этими психопатами — в метро или в очереди в аптеке, — никто не знает.

— А зачем Майдану сеять межнациональную рознь?
— Я с самого начала говорила, что у нас неонацистский путч. У них же лозунг: «Москалей — на ножи!» (то есть «Москалей — резать»).

— Но говорят, там есть лозунги и антисемитского содержания. Отчего же еврейская община молчит?
— Ну, это вопрос к еврейской общине.

— Наталия Михайловна, Майдан выявил противоречия между левобережной и правобережной частью страны — в Крыму, например, глава автономии Владимир Константинов призвал, чтобы восток и запад Украины выступили против силового захвата власти. Я уже слышала в СМИ реакцию крымчан: «перекопать Перекоп и через Тамань уйти в Россию»…
— Мне не хочется выступать в роли Кассандры и прогнозировать самое плохое. Но знаю, что неонацисты сделают все, чтобы не позволить Украину разделить. Они будут обращаться в НАТО и использовать его военный кулак, чтобы зажать Украину и обеспечить ее вступление в западный мир. А там уже все зависит от того, как сработают областные советы. Вот верховный совет Крыма заявил о своей позиции, а почему Донецкий областной совет молчит? Харьковский, Луганский, Запорожский, Днепропетровский — там же везде сидят регионалы! А почему молчит «Единая Россия» — она же подписала соглашение о сотрудничестве с Партией регионов? Почему они не требуют от своих украинских друзей каких-то осмысленных действий? А регионалы — они даже нигде не заявляют о Таможенном союзе, только выступают против Майдана и, кстати, тоже за подписание соглашения с ЕС, но не сейчас, а позже. Азаров, к слову, в своем последнем интервью перед отставкой сказал: «Мы работаем над тем, чтобы в ближайшие сроки подписать соглашение об ассоциации».

— И оно будет-таки подписано?
— Большая вероятность (70%), что оно будет подписано, но я всегда оставляю шанс на свободный и разумный выбор своего народа.

— Известно, что одним Майданом в Киеве протесты не исчерпываются — майданы появились по всей стране. Есть они в Харькове, Донецке, Днепропетровске — люди слушают выступления оппозиционеров и делают выводы…
— Если людям не давать достоверную информацию, то сделать правильный выбор они не смогут. А достоверную информацию Партия регионов заблокировала. Меня лично не выпускают никуда, не дают возможность дать интервью, хотя я пытаюсь через Интернет, через свой сайт донести людям правду. Регионалы, кстати, блокируют не только меня — в украинских СМИ вы не услышите профессора Найденова, академика Пахомова и других известнейших ученых, которые защищают интеграцию с Россией.

— Наталия Михайловна, а как вы считаете, после предоставления Россией кредита в 15 млрд. долларов и снижения цены на газ рейтинг российского президента на Украине вырос?
— Сейчас идет русофобская грязная волна пропаганды против России, и, думаю, она гасит рейтинг Владимира Путина, хотя объективно, после такой помощи Украине, после блестящей подготовки к Олимпиаде, он, конечно, должен расти.

— И все-таки стоит ли ожидать раскола страны, разделения Украины, как уже было, на восточную и западную?
— Это не самый худший вариант для Украины, если бы он был реализован. Потому что сейчас стало видно, насколько мы разные.

↑ Наверх