Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Наталия Витренко: Русофобская политика на Украине теперь узаконена

Известный политик считает, что конфликт в незалежной можно погасить лишь усилением стран БРИКС

Киевскому майдану уже год. Год прошел с тех пор, как люди, недовольные правлением Виктора Януковича, вышли с протестами на площадь, смели старую власть и выбрали новую. Но стали ли они жить лучше? — вот в чем вопрос. Ведь украинская экономика трещит по швам, народ под крики «Украина — це Европа!» нищает, а незалежная продолжает воевать и расстреливать не согласных с ее новыми бандеровскими ценностями жителей Донбасса.

Лидер Прогрессивной социалистической партии Украины (ПСПУ) доктор экономических наук Наталия Витренко считает, что страна в шаге от третьей мировой. «Вечёрка» побеседовала с Наталией Михайловной об уроках майдана, о ситуации в Донбассе, о русофобии и о дальнейших шагах украинской власти.

Русофобия будет нарастать

— Все четко заявлено в коалиционном соглашении, которое принято парламентским большинством, — его хотят торжественно огласить 27 ноября, — рассказала Наталия Витренко. — А парламентское большинство — это те политические силы, которые организовали майдан и раскрутили его. В коалиционном соглашении показано, что стратегическими партнерами Украины являются США, Евросоюз и Китай. И что Украина будет идти в НАТО. Поэтому та русофобская политика, которая проявилась на первом майдане, теперь узаконена, именно ее и будет проводить новый парламент. Кроме того, милитаристская сущность новой власти, которая перестроила погибающую экономику Украины на военные рельсы, тоже отражена в коалиционном соглашении. Будет продолжаться и заимствование средств у западных стран, а значит, все б`ольшая финансовая, экономическая и политическая зависимость Украины от тех же США. Вот почему вице-президент США Джо Байден и помощник госсекретаря Виктория Нуланд приехали в Киев на годовщину майдана — посмотреть на содеянное и ускорить формирование коалиции, чтобы все было так, как задумано в Вашингтоне и Брюсселе.

— Но если министров назначают из-за океана — не унижение ли это для страны, объявившей себя независимой?
— Какое унижение?! У властей Украины — радость от приезда хозяев, оттого, что они могут выслужиться еще раз. 

— А русофобский психоз на Украине когда-нибудь закончится? 
— Русофобия будет нарастать. Это ведь нагнетается в средствах массовой информации. И кстати, все лидеры парламент­ского большинства подчеркивают, что Россия — враг, что чем быстрее Украина освободится от России, тем лучше. Народу постоянно внушается, что Россия забрала Крым, забирает Донбасс — там воюют российские войска, поэтому все новые силы под лозунгами защиты своей земли от российской агрессии, от оккупации посылаются в зону АТО, а президент Порошенко уже назвал это великой отечественной войной. Так что русофобский психоз может закончиться только тогда, когда украинцы станут получать альтернативную информацию, когда на Украине будет работать хоть один дружественный России канал. А пока этого нет: Россия полностью сдала свою информационную политику на Украине. 

— Но есть же спутниковое вещание…
— Понимаете, идет такая обработка общественного сознания, что никакой Интернет, никакое спутниковое ТВ для избранных не могут перекрыть агрессию, которая обрушивается ежедневно, ежечасно на сознание народа Украины. Я каждый день смотрю украинское телевидение: любой канал — это русофобия и нацизм. Ведь все каналы принадлежат олигархам, которые занимают ярко выраженную прозападную, антироссийскую позицию. 

— Наталия Михайловна, но вы же откуда-то получаете правдивую информацию, значит, и другие могут ее узнать?
— Я сформировавшийся политик со своими убеждениями, которые никогда не меняла, и как ученый-экономист четко знаю, как нужно развивать Украину, каким путем идти. Поэтому когда мне перекрывают информационные источники, я пользуюсь Интернетом, смотрю спутниковое телевидение, что не каждый может себе позволить, ведь у многих сегодня нет Интернета. И таких, как я, очень мало на Украине...

Кстати, Россия имеет 29% акций канала «Интер», принадлежащего олигарху Лёвочкину — депутату от «Оппозиционного блока», так пусть Россия и подумает, как поработать с Лёвочкиным, как сделать канал пророссийским. 

— Я уже слышала от многих, что Украина теряет разум: интеллектуальная элита, писатели, журналисты, политологи, известные спортсмены, высокого уровня специалисты — кто только может, бегут из жовто-блакитной...
— Большое количество людей, идентифицирующих себя с Русским миром, не могут представить себя врагами России: одни ушли в подполье, другие уехали и отказались от борьбы с диктатурой, которая установилась в стране. Хорошо, что у нашей партии есть сайт www.vitrenko.org и мы стараемся донести правдивую информацию до людей, а больше мне ничего не дают делать: на телевидение не пускают, никакие массовые акции нельзя проводить — это небезопасно для жизни, я же полностью парализована! Более того, нам перекрыли все финансовые источники, не закрыто и уголовное дело, которое еще в апреле было возбуждено СБУ против меня как руководителя женской организации, финансирующей «сепаратистов и террористов». Но я никогда не была бизнесменом — только политиком, и то, что меня вызывали на допросы в СБУ, которые велись под камеру, держит в напряжении.

Украине нужен холодный душ

— Майдану уже год — извлекли ли люди какие-то уроки для себя? Почему украинцы так быстро стали симпатизировать США и НАТО?
— Давно уже в нашем обществе существовало агрессивное натовское меньшинство. Если брать социологические опросы, то только 15% населения Украины поддерживает вступление страны в альянс. Но на Западной Украине таких 35%. Они воспринимают это как ориентацию на некую европейскость — люди считают, что, вступив в НАТО, страна будет защищена от внешней агрессии. И этот миф усиленно нагнетают в сознание народа: если бы сегодня провели соцопрос, то, к сожалению, половина населения Украины поддержала бы вступление в альянс. 

— Порошенко уже воспользовался моментом и заявил, что решение о вступлении Украины в НАТО будет приниматься на референдуме...
— Ну с учетом того, как эта власть считает, в чем мы убедились и на президент­ских, и на парламентских выборах, то, думаю, они по референдуму получат все 80% поддержки. И не надо упрощать ситуацию — я об этом говорила еще в 2007 году.

— Но Россия как-то может повлиять на ситуацию? Или придется признать, что Россия окончательно потеряла Украину?
— Не хотелось бы думать, что в отношениях Украины и России точка невозврата пройдена. Но жизнь иногда подбрасывает неожиданные решения. Если бы у России получился эффективный и плодотворный диалог с Азией, со странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. — Ред.), и она нашла бы контакт с Европой, самой пострадавшей от санкций, вырвала бы ее из-под американского диктата, то это послужило бы холодным душем для Украины. 

США все время подзуживают власти незалежной

— Наталия Михайловна, окажись я завтра в Киеве и заговори на русском, неужели меня сразу в чем-то плохом заподозрят?
— Если вы станете говорить на русском языке в общественном транспорте, или на рынке, или где-то еще, то вам могут устроить обструкцию: набросится какой-нибудь «свидомий» и начнет вас оскорблять, и ему будут подгавкивать другие. Но это происходит на бытовом уровне. А вот если бы я вдруг вышла в эфир и говорила на русском, то меня бы сразу же освистали и оборвали. А что происходит в суде? Мы ведем сейчас судебные процессы по коммунальным услугам. Суд идет на украинском языке, от нас требуют и выступления, и все документы исключительно на украин­ском. И многие не знают специфическую терминологию, все эти СНиПы — это разве не подрывает возможности русскоязычного населения в справедливом суде? У меня есть крестница, которая плохо учится в школе. Я поинтересовалась, в чем проблема. Оказалось, что в школе от нее все требуют учить на украинском — и математику, и географию, и другие предметы. А девочка растет в русскоязычной семье, она многое не понимает — мешает языковой барьер. И главное — у нее нет выбора, ведь русских школ в Киеве не осталось. Как мне объяснили, это связано с тем, что не было набора в русские классы.

— Да, но на украинском телевидении, например, русский язык присутствует — в программе Савика Шустера...
— Ему дают эфир под антироссийскую пропаганду на русском языке. И его коллеге Евгению Киселеву тоже. Каналам «Интер» и «Украина» также разрешают использовать русский язык, чтобы обрабатывать русскоязычных, а не «политичных громадян».

— Кстати, Порошенко и Яценюк приезжали в Донбасс и тоже обращались к жителям на русском, но это не возымело действия — война на юго-востоке, вопреки минским договоренностям, продолжается...
— Минские договоренности я не поддерживала — это мертворожденный плод, который не давал улучшения никому — ни донбасским повстанцам, ни Украине, ни для стабилизации Европы. Это был договор между олигархами — никто из них и не думал выполнять минские договоренности. Думаю, конфликт в Донбассе будет тлеть и дальше, американцы не разрешат Украине закончить его и переходить на мирные рельсы — этот конфликт очень нужен, потому что на войну уже списали 68 млрд. гривен из бюджета страны. И можно только предположить, какая часть из этих денег дошла до силовиков, а какая была разворована по дороге. Кстати, год назад американцы и европейцы обещали Украине 30 — 40 млрд. евро, а в итоге за все это время они дали только 7 млрд. евро.

— Зато обещали помочь экипировкой, беспилотниками, оружием... 
— От военной помощи Украине Запад в последнюю минуту удержался, потому что понял: Россия может ответить тем же. Но они продолжают все время подзуживать власти Украины. И получается, что, с одной стороны, власти Украины получают пинки под зад от американцев, а с другой — расплодить столько боевиков, которые как полоумные хотят только одного: бойни, — это заставляет Порошенко принимать соответствующие шаги. Каждый олигарх имеет свою армию, и в любой момент возможны военная провокация и развитие наступления украинских силовиков. Думаю, что в течение года конфликт с юго-востоком будет настолько обострен, что приведет или к очень резкому столкновению, или даже к третьей мировой. 

— И это в то время, когда украинская экономика находится в разрухе...
— У нас цены растут постоянно, выросли коммунальные тарифы, зарплаты и пенсии заморожены по требованию МВФ. Люди голодают! В больницах нет лекарств, а больных практически не кормят...

— Но никто же на улицы с протестами не выходит и третий майдан не устраивает… 
— И не выйдет — люди запуганы. Вспомните историю: разве немцы в условиях фашистского режима в Германии протестовали? Просто все прекрасно понимали, что будут избиты, а их руководители — арестованы и уничтожены.


Нельзя допускать к власти олигархов

— Наталия Михайловна, сейчас, когда подводили итоги майдана, российские политологи высказывали мнение, что для России — несмотря на санкции, увеличение инфляции и оттока капитала — есть и положительный момент: увеличение территории на 0,15% — за счет Крыма, конечно... 
— Сказать, что от майдана есть положительный эффект для России, — это такой бред! И то, что Крым стал с Россией, — это можно было решить другим путем. Нужно было создавать новый Евразийский союз, куда вошла бы Украина как дружественное государство: и Крым был бы защищен, и интересы России тоже, и Украина не страдала бы — вот это было бы решением вопроса. А все остальное — только трагедия, потому что столько потерь, крови, разрушений...

Понимаете, олигархов к власти допускать нельзя, и позволять им формировать власть тоже нельзя. Это очень важные политиче­ские каноны. И я рада, что в России их чувствуют, и Владимир Путин многое старается сделать. А на Украине четыре олигарха — Порошенко, Коломойский, Фирташ и Лёвочкин — слепили парламент, и именно эти четверо будут управлять Радой. 

— А лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко разве смирилась со своей второстепенной ролью?
— Юлия Тимошенко сидела с Байденом при подписании коалиционного соглашения с таким лицом, которое говорило, что она совершенно не смирилась, и думаю, скоро будет бросок этой пантеры.

Бросать Украину недопустимо

— Наталия Михайловна, вы выступали и в Европарламенте, и перед чешскими депутатами, и в Германии. Неужели в Европе не видят фашизации власти на Украине?
— Когда я выступала в чешском парламенте, мы показали, что и в Чехии есть ростки нацизма, что эта зараза распространяется по всей Европе. После этого и в чеш­ском парламенте прозвучали голоса протеста, и президент страны Милош Земан заявил о своей антинацистской позиции. И что после этого сделали США? То же, что и в других странах, — опять на улицы высыпали десятки тысяч людей и устроили обструкцию своему президенту. Это сразу же охладило пыл и парламента, и президента Чехии. И получается, что для США выгодно нарастание нацизма в европейских странах, лишь бы эти страны не шли на сотрудничество с Россией и не осуждали Украину. 

— И все-таки насколько реальна угроза третьей мировой войны?
— Как политик и как ученый думаю, что в 60% против 40% — война будет. А 40% даю на то, что можно удержать ситуацию под контролем. Но при условии, что будут успешно развиваться страны БРИКС, которые смогут остановить гегемонию США. Это надежда человечества.

— То есть России стоит бороться за Украину, а не пускать ее в свободное плавание?
— Конечно стоит — мы же родные. И если Россия бросит Украину, то это будет предательством родных людей. Бросать Украину недопустимо.

↑ Наверх