Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Наташа ВАСИЛЬЕВА-ХАЛЛ: Фотографии не врут

К 50-летию Виктора Цоя вышел альбом питерского рок-фотографа «КИНОхроники подполья»

Дорога к массовому читателю заняла у Наташи больше 38 лет: было полуподпольное существование в 1980-е, житье-бытье в Англии, возвращение в Россию и несколько попыток сделать итоги многолетней деятельности на ниве рок-фотографии доступными широкой публике. Сейчас эта попытка удалась — по крайней мере в той части, которая касается группы «КИНО».


Количество и качество, правда и вымысел

— Наташа, у вас уже выходили альбомы, посвященные Виктору Цою. Чем нынешний отличается от предыдущих?
— Те два альбома вышли крохотным тиражом и так и не были толком реализованы. Новый альбом отличается от предыдущих, во-первых, тем, что он сделан от начала до конца профессионально — дизайнером, живущим в городе Лондоне. Мне пришлось потратить довольно много сил, чтобы убедить издательство с ним сотрудничать, потому что у них, конечно, есть свои дизайнеры. Я просто показала для сравнения работу московских дизайнеров и этого, лондонского. Некачественных изображений Виктора Цоя и в Интернете полно, плохим качеством сейчас завлечь нельзя. Нужно профессиональное полиграфическое исполнение — хорошая бумага, качество воспроизведения имиджей. Второй момент — количество фотографий. Это самый полный набор изображений Виктора Цоя, который когда-либо публиковался. Там есть довольно значительная часть изображений, которые нигде до этого не появлялись.

— А почему?
— Просто материал огромный, мне наконец-то удалось все оцифровать. Например, первый концерт группы «КИНО» в Ленинградском рок-клубе — вот, Цой здесь в красном кафтане… Есть целые главы — например, посвященные прогулке по Таллину. Еще одна причина, по которой некоторые кадры напечатаны только сейчас: раньше их было просто «не вытянуть», а сейчас благодаря компьютерным технологиям это стало возможно.

— Что нового люди узнают о Цое из альбома?
— Не думаю, что узнать что-то новое — цель этой книги, это же не беллетристика, а фотоальбом. Фотографии позволяют увидеть реальный образ живого человека. Нет простора для выдумки — сейчас вокруг имени Цоя наворотили огромное количество спекуляций. Любой человек может сказать что угодно про того, кто уже умер и не может ответить. Во многих изданиях появляются беседы с людьми, которых Виктор близко к себе не подпускал при жизни, а они аттестуют себя как его друзья. 

Играть и петь песни

— Вы говорили про поездку в Таллин — это было просто путешествие, не концерт?
— Нет конечно, это был концерт! Я и ездила-то с ними потому, что фотографировала их на концертах. И они бы просто так никогда в жизни не поехали — в те годы, это было в 1986-м, не было денег ни у кого. Если концерт — значит, обеспечивают билетами на поезд, предоставляют гостиницу… Но, конечно, когда мы куда-то ездили, по городу тоже гуляли. Вот хороший кадр, у тамошнего Дворца спорта: ребята отодрали откуда-то табличку «Касса» и встали так, что получилось «Асса». «Асса» — это словечко из их тусовки, оно появилось за много лет до фильма. 

— С какого времени началось ваше сотрудничество с Цоем?
— С 1982 года. Пока Цой играл в подростковых тусовках и работал в кочегарке, я еще не была с ним знакома. Кстати, Цой ненавидел эту «Камчатку» — с тех пор как он перестал работать кочегаром, он там ни разу не был, и я его понимаю. Это сейчас там музыкальный клуб, хотя его трудно назвать фешенебельным, а тогда была просто грязная, жуткая кочегарка. Я застала уже конец эпохи квартирников, когда Цой играл с Майком Науменко. И сразу же наступил 1983 год, когда они вышли на сцену Рок-клуба. 

— Говорил ли Цой о жизни, которая нас тогда окружала?
— Представьте себе, что можно жить и заниматься своим делом, не очень обращая внимание на то, что вокруг, существовать исключительно внутри своей среды обитания. Интересно было играть и петь песни... Отношение к советской власти было за скобками. О чем мы разговаривали — в поездках, например? Да просто трепались! Но это не значит, что серьезные темы обходили. Помню, мы говорили как-то про энергию как основу бытия, обсуждали с ним слова Джона Леннона в одной из песен: «Бог — это энергия». Меня тогда удивило, что такой молодой человек так глубоко думает об этом. Он очень хорошо знал про энергию и пользовался этим знанием — об этом свидетельствует то, что он делал на сцене, и тот факт, что его не забыли, поют, помнят и слушают.

Фото автора
↑ Наверх