Газета выходит с октября 1917 года Thursday 22 августа 2019

Наценки на хлеб и молоко хотят ограничить

Но производители уверены, что торговля на это не пойдет

В Госдуме подготовлен законопроект, который предполагает внесение изменений в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Поправки касаются предельных наценок на так называемые социальные продукты. Депутаты предлагают установить лимит на наценки — не более 15%. При этом на упаковках товаров законодатель советует указывать закупочные цены производителя. Это позволит избежать необоснованного завышения цен торгующими организациями.

Торговля обещала прислушаться к просьбе, но у нее свои законы.

Сегодня средняя наценка на товары составляет 40 — 50%. При этом на некоторые группы изделий наценка может достигать 100%.

«Законопроект в первую очередь призван защитить малообеспеченные слои населения… Затрагиваются также интересы российских фермеров, ведь им нередко сложно разместить свой товар на прилавках, занятых иностранной продукцией, цены на которую зачастую являются искусственно заниженными, так как деятельность зарубежных производителей часто субсидируется…» — цитируют федеральные СМИ автора поправок депутата Олега Нилова.

Инициатор проекта напоминает, что к числу социально значимых продуктов относятся мука, хлебобулочные изделия, крупы, молочная продукция и т. д.

Сегодня ценовое регулирование на продукты питания осуществляется уже во многих странах и городах, в том числе и в Петербурге, где идет работа над соглашением между Смольным и торговыми сетями о сдерживании цен на социальную группу товаров. 

За границей также существует контроль со стороны властей за ценообразованием. В частности, в Австрии, Дании и Норвегии действуют специальные законы в области ценообразования, регламентирующие установление максимальных потребительских цен на отдельные группы товаров.

Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов заявил корреспонденту «Вечернего Петербурга», что регулирование ценообразования на продукты питания нужно принимать в пакете с другими правовыми документами — в частности, по стимулированию отечественного производителя:

— Законопроект таит в себе серьезную проблему. У нас цены на нормальные продукты, а не на дешевые суррогаты действительно очень высоки. Однако, если данная мера будет введена самостоятельно, а не в комплексе с другими, это приведет к пустым полкам и вымыванию дешевых товаров, — убежден Анатолий Голов.

Эльдар Беглов, гендиректор сельскохозяйственного предприятия «Лосево», поставляющего молочную продукцию в Петербург, считает, что предлагаемый механизм если и будет работать, то недолго. 

— На первом этапе такая схема, возможно, и будет работать, — полагает Беглов, — однако потом сети возьмут свое. Производителей много, сетей мало, поэтому они диктуют правила игры. Ни для кого не секрет, что поставщики продуктов платят сетям различные бонусы — за выкладку их товара в хороших местах, например. Поэтому сети просто увеличат сумму бонусов, а производители заложат ее в стоимость своих продуктов. Так что формально разница между отпускной ценой производителя и ценой в магазине будет 15%, а реально сети как накручивали от 20 до 40%, так и будут делать это дальше.

Вместе с тем задача, по мнению Эльдара Беглова, имеет решение, хотя и очень трудоемкое. Необходимо сделать прозрачным ценообразование на всех этапах: от фермы до магазина. Чтобы проверяющие органы могли видеть, за сколько переработчик купил молоко у фермера, из чего состоит стоимость переработки, за сколько он продал свой товар сетям. Тогда будет виден истинный размер всех накруток.

↑ Наверх