Газета выходит с октября 1917 года Sunday 21 апреля 2019

Навязчивой SMS-рекламе пришел конец?

Она будет рассылаться только тем, кто дал на это согласие

Скоро навязчивые рекламодатели перестанут забрасывать владельцев мобильных телефонов сообщениями с рекламой товаров, услуг, акций и скидок. С 21 октября вступают в силу изменения в Закон «О связи», согласно которым такая рассылка возможна только с предварительного согласия абонента.

Можно рассчитывать, что теперь нас не будут донимать абсурдными предложениями товаров и услуг.


Мобильных операторов теперь обязали заключать договоры с клиентом, которые могут служить основанием для подобной рассылки. А абоненты получили право обращаться к оператору с требованием прекратить доставлять ему SMS от того или иного отправителя. Раньше в ответ на такие обращения представители мобильных операторов только руками разводили: мол, ничего не можем сделать. Существовала практика, когда рекламодатель покупал у оператора короткий номер и заблокировать его было невозможно. Теперь все необходимые рычаги воздействия на навязчивых рекламодателей в руках у абонентов. За исключением одного.

Рекламные SMS от банков, которые наперебой предлагают взять кредит «за час без залога, только по паспорту», по-прежнему остаются «в законе». Чаще всего получатели подобных SMS-уведомлений, сами того не подозревая, дают согласие на информирование о банковских продуктах, подписывая кредитные или любые другие договоры с банками. А в этих документах мелким шрифтом среди прочих пунктов значится и такая услуга. Поскольку договоры банков-ского счета — бессрочные, то гражданин может о них и забыть. Но не банк. Невольными получателями такой SMS-рекламы могут стать и владельцы зарплатных карт, которые оформляются обычно бухгалтериями оптом для всех сотрудников, и тут уж недосуг вчитываться в договоры,  предлагаемые банками.

— Если вы уже попались на эту удочку, то избавиться от навязчивой банковской рекламы можно несколькими способами, — советует эксперт Санкт-Петербург­ского общества защиты прав потребителей адвокат Георгий Воробьев. — Прежде всего вы можете обратиться непосредственно в банк с письменным заявлением и потребовать аннулировать тот пункт в договоре, в котором вы дали согласие на получение SMS-рекламы. Однако это не всегда может сработать, вам могут возразить: разве вы не знали, что подписывали?

Если полученная эсэмэска существенно ударила вас по карману, например вы получили ее за границей, в роуминге, тогда вы вправе обратиться в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы с жалобой. ФАС обязана проверить законность рекламы.

Уместно и обращение в суд с требованием от банков или их партнеров возместить материальный и моральный ущерб.

Нарушение Закона «О рекламе» может привести к административному штрафу юридического лица в размере от ста тысяч до полумиллиона рублей. Нечестных рекламодателей также можно привлечь к ответственности за нарушение Закона «О персональных данных».

— На самом деле мы уже давно придерживаемся требований, которые предусматривают внесенные в Закон «О связи» поправки, — уверяет старший менеджер офиса одного из крупнейших сотовых операторов на Каменноостровском проспекте Денис Ковалев. — С мая, когда Госдума приняла изменения в закон в первом чтении, мы начали перестраивать работу. Прежде всего отсекли все короткие номера, с которых рассылали SMS различные рестораны, ночные клубы и другие фирмы. Наши клиенты не могли не заметить, что поток рекламы на их мобильные телефоны значительно уменьшился. Раньше к нам постоянно обращались абоненты с жалобами на SMS-рекламу, сейчас таких жалоб почти не стало. Если вам все-таки приходят подобные сообщения вопреки вашему желанию, обращайтесь к своим операторам — они должны потребовать от рекламодателя доказательства, то есть договор с вашим согласием на рассылку, на котором стоит ваша подпись.

↑ Наверх