Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Назад — к прибежищу, к воде!

До 29 Апреля 2014 в выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости — выставка петербургского художника Александра Менуса «VATERsLAND (Родина отца)»

Александр Менус, выпускник ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (ныне СПб ГХПА им. А. Л. Штиглица), был одним из первых организаторов перформансов в Советском Союзе; на открытии выставки выступила созданная им еще в 1987 году группа «Свои» (музыкально сопровождал перформанс, кстати, знаменитый контрабасист Владимир Волков). В 1990-е Александр активно участвовал в галерейной жизни города, в том числе в проектах «Пушкинской 10». Сейчас много работает как дизайнер, в том числе оформил больше половины выставочных проектов Петропавловки, о чем напомнила на церемонии открытия заместитель директора ГМИ СПб по научной работе Юлия Демиденко.

Название выставки многозначно: «vaterland» по-немецки — «отечество, родина», но вставленная буковка «s» отсылает нас к английскому «water’s land», что можно перевести как «водная стихия». Родная, разумеется, потому что герои произведений Александра — рыбы.

В каждой картине присутствует аквариум с рыбками, иногда он занимает почти все пространство картины, иногда небольшую часть (тут живописная композиция приобретает характер фотографического кадрирования), но пространство аквариума всегда отъединено толстой черной линией-границей. Порою кажется, что рыбки вырвались на волю, но мы понимаем, что это лишь оптический эффект — как в композиции, включающей рисунок отца художника, изображающий корабль: рыбки как бы плывут под кораблем, в море… только кораблик нарисованный, да и моря никакого нет. 

Еще один полноправный «участник» выставки — старинный радиоприемник. Его закругленные углы контрастируют с прямоугольностью аквариума — и в случае, когда приемник изображен на картине, и в случае, когда просто стоит в зале (а он стоит, да еще и мигает лампочками). Тут тоже метафора понятна: приемник для советского человека был единственным «окном в Европу» — можно было настроиться хоть на Берлин, хоть на Париж.

Сам художник так и говорит: «Весь этот проект — о границах, о свободе и несвободе». Еще один штрих к образу свободы — очертания картин: они не всегда прямоугольны, часто какой-нибудь острый угол торчит вверх (но это не сильно заметно). А в единственной витрине расположены маленькая жестяная лодка-пирога и гипсовый медальон с объемным «Портретом Ван Дейка или другого художника»: если ты плывешь в пироге по реке и если ты художник, какая разница, как тебя зовут!..

↑ Наверх