Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 мая 2024

Назад, в будущее

В Петербург с двумя спектаклями едет «Мастерская Петра Фоменко»

В Петербург с двумя спектаклями едет «Мастерская Петра Фоменко». Это первые гастроли всеми любимого театра после ухода его выдающегося создателя и Мастера. Везут последние по времени: «Театральный роман» (по Булгакову) — 19, 20 марта — и «Дар» (по Набокову) — 22, 23 марта на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом».

Кирилл Пирогов (крайний слева) в спектакле «Театральный роман»


Театралы помнят, как в начале 90-х Петр Фоменко впервые предъявил Петербургу своих «детей», выпускников ГИТИСа. Еще студентами. Показал «Двенадцатую ночь» и спектакль по пьесе «Ю» Ольги Мухиной. И сразу же эта ослепительная юная команда и ее помолодевший неожиданно лет на двадцать создатель заявили свой фирменный стиль — стиль тотальной, ироничной, но изящной и тончайшей выделки игры. Так уверенно, основательно не дебютировала ни одна театральная команда постперестроечных времен. И потом на протяжении всей истории не было такого веса — традиции или имени, — который «фоменки» не брали бы с легкостью: Островский, Толстой, Чехов, Вахтин, Ануй, Джойс. Им без боя сдавались такие театральные пространства, которые не вдруг покорялись и большим мастерам. Ярчайший пример — наша золочено-бархатная Александринка: ее имперский лед «фоменки» растопили с первых шагов по прославленной в веках сцене.

Потом за первыми «фоменками» пришли «вторые». За Карэном Бадаловым, Галиной Тюниной, Полиной и Ксенией Кутеповыми, Мадлен Джабраиловой, Юрием Степановым (увы, покойным) явились Кирилл Пирогов, Андрей Казаков, Илья и Олег Любимовы, Полина Агуреева, Рустэм Юскаев, Евгений Цыганов. Теперь являются третьи, четвертые.

«Театральный роман» создан двумя авторами, мастером и учеником, Петром Фоменко и Кириллом Пироговым. Последний же сыграл и Максудова, автора пьесы «Черный снег», альтер эго самого Булгакова с его «Днями Турбиных». Это дружеский шарж на современный театр вообще (Театр «Мастерская Петра Фоменко» не пошел, как Булгаков, на создание конкретных пародий) и история про то, что театр — самое консервативное из искусств, поэтому поэтам в нем всегда мучительно трудно и больно. «Пилюлю» удается подсластить: секретарш двух мэтров МХАТа, Ивана Васильевича (Станиславского) и Аристарха Платоновича (Немировича-Данченко), замечательно остроумно играют Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина.

После ухода Петра Фоменко художественным руководителем театра стал Евгений Каменькович, который рука об руку с мастером (начиная с мастерской в ГИТИСе) прошагал весь путь. «Дар», вышедший уже без Фоменко, — его работа. Из мастеров там играет одна Полина Кутепова, ее героиня зовется Критик (его воображаемая Литературная Необходимость). Молодого литератора Федора Годунова-Чердынцева сыграет Федор Малышев, совсем молодой артист «Мастерской». Иронии в этом спектакле меньше всего, он в основном о ностальгии по всему сразу — по счастливым временам «Мастерской», по Мастеру, по стилю, который между тем демонстрирует явную усталость. Это спектакль, из которого выясняется, что жить прошлым невозможно и, как бы мучительно ни было расставание с ним, надо идти вперед, к другим берегам.

↑ Наверх