Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Не будет яиц, зато будут императорские регалии

В Эрмитаже разрабатывается концепция музея Фаберже, который разместится в восточном крыле Главного штаба

Открытие музея намечено на 2014 год, когда Эрмитаж будет праздновать 250-летие со дня своего основания.

Музей Фаберже в здании главного штаба примет посетителей через 2 года. Фото: Натальи Чайки

Если бы не произошла революция, наверное, в Петербурге было бы столько же ювелирных магазинов «Фаберже», сколько в Нью-Йорке — «Тиффани» или в Париже — «Картье». И влюбленные мужчины дарили бы своим девушкам изысканные драгоценности «от Фаберже», а не это жуткое штампованное золото.

Но революция произошла. И нет никакого магазина «Фаберже» в Петербурге.

Зато будет музей! Он разместится в восточном крыле Главного штаба — в той его части, где сейчас ведется реставрация и реконструкция.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал журналистам, что музей Фаберже займет три зала. В главном зале будет демонстрироваться собственно коллекция изделий знаменитого ювелира и его фирмы.

В Эрмитаже, кстати, не так уж много Фаберже, хотя на рубеже XIX — XX веков вещицами с клеймом ювелира Петербург был буквально наводнен. Мемуары балерины Матильды Кшесинской пестрят подробными описаниями украшений и сувениров от Фаберже, которые она получала в дар от своих высокопоставленных поклонников.

«У меня была масса вещиц от Фаберже, — вспоминает балерина. — Была огромная коллекция чудных искусственных цветов из драгоценных камней и среди них золотая елочка с мелкими бриллиантами на веточках, как будто льдинками, было много мелких эмалевых вещиц, чудный розовый слон и масса золотых чарок... а на Пасху всегда присылал огромное яйцо из ландышей с привязанным к нему яичком от Фаберже».

Драгоценности Кшесинская всегда возила с собой, в специальном чемоданчике. После революции у нее остался только чемоданчик — почти без содержимого. Примерно то же самое произошло с драгоценными вещицами от знаменитого ювелирного дома и в масштабах всей страны. Что-то было украдено, что-то пропало, а что-то было продано в тридцатые советским правительством. Как сейчас ясно — за бесценок. Недавно в книге секретаря американского миллионера Арманда Хаммера было опубликовано сенсационное свидетельство о том, что в начале тридцатых Анастас Микоян даже передал Хаммеру подлинные клейма Фаберже. И тот сразу наладил выпуск подделок.

Михаил Пиотровский заметил, что Фаберже все знают по пасхальным яйцам, но «в коллекции Эрмитажа яиц нет. Потому что во времена, когда Фаберже работал, это еще были не музейные вещи. Зато у нас есть прекрасная коллекция, включая шедевр, — копии императорских регалий». Эти-то драгоценные игрушки, которые нынче хранятся в Бриллиантовой кладовой Эрмитажа, станут, по словам Михаила Борисовича, центром экспозиции будущего музея. Большая и малая короны, держава, скипетр, сделанные из золота, усыпанные бриллиантами, снискали феерический успех на Всемирной выставке 1900 года в Париже и принесли Фаберже мировую известность. А выкупил их с выставки император Николай Второй.

«У нас уже стоит очередь молодых ювелиров, которые хотели бы представить свои произведения в музее. Теперь нам предстоит выбрать, что взять, от чего отказаться», — пошутил Михаил Пиотровский.

Ну а в третьем зале разместится богатейший архив Фаберже, рассказывающий об истории семьи ювелиров, в которой отразилась и драматическая история России.

Отдельный сюжет — реставрация ювелирных изделий в Эрмитаже. Недавно музейные специалисты привели в порядок блюдо из горного хрусталя с эмалями и алмазами, серебряную лампаду 1894 года и ожерелье из пасхальных яиц начала ХХ века.

На встрече с журналистами присутствовал заведующий лабораторией реставрации драгоценных металлов Игорь Малкиель, отмеченный на недавно прошедшем «Музейном олимпе» в номинации «Инновации». Он рассказал об использовании лазерных технологий в реставрации изделий из золота и серебра. Восстанавливать произведения ювелирного искусства в Эрмитаже научились семь лет назад. По его словам, в музейном мире лабораторий, оснащенных подобным комплексом уникальных лазерных машин, больше нет.

Лазерная очистка драгоценных металлов позволяет сделать то, о чем еще тридцать лет назад нельзя было даже мечтать. Это похоже на волшебство.

 

Зинаида АРСЕНЬЕВА
↑ Наверх