Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Не бьются яйца Фаберже!

В Музее Фаберже, открывшемся на этой неделе в Шуваловском дворце, можно увидеть девять императорских пасхальных яиц, созданных знаменитым петербургским ювелиром

Завораживающая игра бриллиантов на языке точных наук скучно объясняется «разницей показателей преломления красной и фиолетовой волны». Но какая наука может объяснить, почему именно бриллианты обладают такой гипнотической властью, толкая порой даже на преступления? 

На открытии Музея Фаберже в Шуваловском дворце Виктор Вексельберг упомянул о том, что почти каждый предмет его коллекции (а их четыре тысячи!) обладает прелюбопытнейшим провенансом. 

Шлейф историй, счастливых, но чаще драматических, тянется и за яйцами Фаберже, которые считаются символом роскоши. В коллекции Вексельберга — девять императорских пасхальных яиц, есть еще два, сделанных для семьи Кельх и герцогини Мальборо.

Когда случилась Октябрьская революция, Карл Фаберже, ограбленный до нитки, бежал из России. Мемуары балерины Матильды Кшесинской пестрят подробными описаниями украшений и сувениров от Фаберже, которые она получала в дар от своих высокопоставленных поклонников: «Он часто дарил мне прелестные вещи: то красивую вещицу для украшения комнат, то пару великолепных ваз из вещей князя Воронцова, а на Пасху всегда присылал огромное яйцо из ландышей с привязанным к нему яйцом от Фаберже». Драгоценности великолепная Матильда всегда возила с собой, в специальном чемоданчике. После революции у нее остался только чемоданчик — почти без содержимого. Большинство драгоценностей, в том числе принадлежавших императорской семье и аристократам, были национализированы. Князь Феликс Юсупов сумел вывезти яйцо от Фаберже за границу, но, потерявший большую часть своих несметных богатств, вынужден был продать. 

Вот что рассказала журналистам Татьяна Мунтян, специалист по ювелирному искусству:

— Только одно яйцо от Фаберже — Георгиевское — было вывезено из России законным владельцем. Это яйцо, которое император Николай II подарил своей матери — императрице Марии Федоровне. В сравнении с другими оно очень скромное — белое, гладкое, без бриллиантов. Шла Первая мировая война, народ терпел бедствия. Царская семья не считала для себя возможным делать в такое время роскошные подарки. Это единственное яйцо, которое императрица, бежавшая после революции из России в Данию, увезла с собой.

Мария Федоровна сберегла это яйцо. Возможно, потому, что внутри яйца (так называемый «сюрприз» Фаберже) были портреты Николая II и царевича Алексея — сына и внука, которых она лишилась. Не расставались с ним и ее дети. И только внук — князь Василий Романов — продал яйцо на аукционе «Сотбис». Его купил Малкольм Форбс.

Этот человек — американский медиамагнат — везде искал и выкупал сокровища российской императорской семьи. Его коллекция была выставлена в Нью-Йорке, на Манхэттене. Когда в начале нашего века наследники Форбса решили продать коллекцию, весь Нью-Йорк выстроился в длинную очередь, чтобы попрощаться с ней. В 2004 году часть коллекции купил Виктор Вексельберг (олигарх приобрел оптом сразу 200 лотов, выложив за них приблизительно 100 миллионов долларов). 

Так это яйцо, а вместе с ним и многие другие драгоценности русских императоров и аристократов, спустя без малого сто лет вернулись в Россию, в Петербург. 

↑ Наверх