Не как люди, но почти
До 31 января следующего года Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина) приглашает на выставку «Самозвери. Книжки-самоделки. 1929 — 1935».
Вы увидите более 30 детских познавательных книг рубежа 1920 — 1930-х из собрания Российской национальной библиотеки и частных коллекций.
Вот такие домики, только поменьше, рекомендовалось
изготавливать детям дошкольного (!) возраста
в 1932 году. А кошку Михаил Карасик
добавил от себя
ы специально ограничили время, — рассказал на церемонии открытия организатор выставки — известный петербургский художник Михаил Карасик. — Конечно, книжки-самоделки были и раньше и позже. Но именно с конца 1920-х они стали целым направлением издательской деятельности, в их создании принимали участие лучшие художники и писатели. И именно в это время книжки-самоделки были ориентированы на, если можно так сказать, индустриальное воспитание детей: детям предлагалось делать машины, тракторы, целые заводы. Считалось, что дети с помощью таких книжек станут активными строителями социализма».
Детям предлагалось конструировать игрушки из бумаги, пробки, спичечных коробков, деревянных изделий (например, катушек), металла и других материалов, даже… из картошки: в книжке Александра Громова «Трафареты» подробно рассказывается, как из картофелины можно вырезать печати-клише.
Откуда же такое название странное — «Самозвери»? Это была книга поэта-футуриста Сергея Третьякова, которая готовилась к печати в 1927 году. Стихи Третьякова сейчас выглядят наивно и забавно: «Занят трудным ремеслом, / Важно носит бремя слон. / У него характер ровный — / Брызжет воду, движет бревна. / У слона жизнь длинна — / 300 лет жизнь слона». Вслед за познавательным — нравоучительное: «Увидать попробуйте, / Чтобы слон ногой передней / Ковырялся в хоботе. / Слон воспитан и учтив, / Не как люди, но почти».
Конечно, вначале ребенок должен напечатать серп и молот, а уж потом — собачек, лошадок
До этого, в 1926 году, текст уже выходил в журнале «Пионер» с рисунками Бориса Покровского, а для книги были сделаны диковинные в те времена фотоиллюстрации, авторы которых — знаменитый художник Александр Родченко и его жена Варвара Степанова. Фотографии были опубликованы в журнале «Новый ЛЕФ», издание проанонсировали, но оно так и не было осуществлено — очевидно, из соображений экономических. А жаль — Родченко больше детских книг не иллюстрировал.
В 2011 году Михаил Карасик совместно с художником-мультипликатором Тарасом Сгибневым создал анимационный фильм «Самозвери Родченко» (его можно увидеть на выставке): изготовил из бумаги, руководствуясь иллюстрациями из книги, фигурки (только довольно большие, в метр высотой), а потом была сделана покадровая съемка каждого движения. «Сюжет отличается от содержания стихотворения Сергея Третьякова, к нему меня подтолкнула одна из фотографий Родченко с круглым пузатым человеком — в фильме он изображает капиталиста. Политическая окраска детского фильма не случайна, ведь вся советская литература носила идеологический характер», — объясняет Михаил Карасик. Еще Карасик специально для выставки сделал модели (тоже большие) электростанций и нефтяных вышек из книги Алексея Лаптева «Строим из картона».
Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Кириллина Татьяна
Метки: Не пропусти! Выставки Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов