Не хотел быть передвижником — стал писателем
До 9 июля галерея «Стекло. Росвуздизайн» приглашает на выставку графики Виктора Голявкина «Посмотри — и улыбнись!»
Те, кто постарше, знают, что раньше книги Голявкина всегда выходили с его иллюстрациями — быстрыми рисунками тушью-пером про мальчишек-девчонок, а также их родителей. С детства помню миниатюрного клоуна в остром колпачке — заставку к повести «Мой добрый папа»: именно в этой главе мальчик Петя, придя домой в костюме клоуна с новогоднего праздника, прочитал похоронку на своего отца… тогда, собственно, я и поняла, что такое художественный контраст, просто слов таких еще не знала.
Несмотря на то что рисунки Голявкина были маленькими и черно-белыми, они отличались обилием деталей, поэтому детям и нравились: их можно было долго разглядывать. Придя в галерею, люди старшего поколения вновь встретятся с детством, а те, кто рос уже в 1990-е, получат шанс многое понять о детстве пап-мам. Ведь, хотя рассказы Голявкина по-прежнему издаются и отдельными книгами, и в сборниках, авторские рисунки к ним больше не прилагаются: сейчас принято иллюстрировать детские книги в «диснеевском» стиле, то есть ярко, броско… и плоско.
Виктор Голявкин был профессиональным художником, окончил нашу Академию художеств. «Но в советское время художественная жизнь была идеологизирована, и он в нее не вписывался. У него живопись была очень экспрессивная, а тогда надо было писать в манере передвижников. Еще учась в академии, он выпустил книжку детских рассказов и сам их проиллюстрировал. С тех пор и пошло. Первая книга понравилась и издательству «Детгиз» (тогда так называлась «Детская литература»), и читателям, и с ним стали заключать договоры. Книги ему заказывали вместе с иллюстрациями», — рассказывает вдова Виктора Голявкина писательница Людмила Бубнова. Голявкин писал и рассказы для взрослых, но их печатали мало — тоже не очень-то они вписывались в соцреализм. Так что прославился он исключительно как детский писатель и сейчас считается одним из классиков детской литературы. «Я считаю, что «Мой добрый папа» — одна из лучших повестей о войне, наравне с повестями «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «На войне как на войне» Виктора Курочкина, — продолжает Людмила Леонидовна. — Она производит монументальное впечатление, хотя написана от лица ребенка». На вопрос, где же хранятся все эти рисунки, когда нет выставок, отвечает: «Дома, в чемоданах. Графика — тушь, перо — она очень надежная, ей ничего не делается». — «А где работал Виктор Владимирович?» — «Только дома: вне дома ему почему-то не писалось. Когда мы получили двухкомнатную квартиру, купили письменный стол, и вся его жизнь, да и жизнь всех домашних, сосредоточилась вокруг этого стола. Сейчас я пишу роман — литературоведческое эссе, которое так и называется — «Письменный стол».
Татьяна КИРИЛЛИНА
Метки: Пятничный выпуск
Важно: Правила перепоста материалов