Не маргинальная поэзия
О Вере Полозковой «W» уже рассказывал не раз, но на всякий случай для справки: это поэт и блогер-вундеркинд. Вера стала одним из самых юных «тысячников» в Живом Журнале (известна под ником vero4ka). Также она лауреат многочисленных премий, среди которых премия имени Риммы Казаковой
и премия «Неформат» в номинации «Поэзия».
Все-таки маргинальный кинотеатр — Дом кино. Из колонок в конце зала доносится пещерное эхо. Такое «dolby surround» по-русски. Запуску фильма предшествует появление курсора мышки, нажимающего на «play» в программе музыкального проигрывателя. Мол, заметьте, господа, мы работаем на современных компьютерах. Свет выключается и включается, изрядно подумав. И выходящая на сцену поэтесса Вера Полозкова начинает общаться с залом в темноте.
И овации усиливаются: Вера нынче какая-то особенная.
— Ну точно влюбилась! — раздается шепоток в зале. — Хороша! Похожа на героиню какого-нибудь классического английского кинематографа...
Вера, однако, в этот раз — героиня собственного кинематографа, а именно акустического DVD. Фрагменты видео с ее выступлениями показывают на экране Дома кино в промежутках между живыми выступлениями самой Веры. Аккомпанируют ей пианист Артем Комиссаров и певица и гитаристка Ольга Зубкова, накануне прилетевшая из Гамбурга.
Собственно, пару лет назад поверили бы вы, если бы услышали о поэтессе, которая собирает тысячи слушателей? И они раскупают все билеты. Приносят букеты цветов. Мечтают получить автограф. И в гардеробе не хватает мест для их курток. И в зале не хватает кресел.
Так вот, в воскресенье Вера Полозкова действительно собрала тысячи в маргинальном Доме кино, который теоретически, может быть, и рассчитан на тысячи, но фактически редко принимает больше пятидесяти посетителей. И это важный шаг на пути превращения российской поэзии из маргинального жанра в современный.
После шумного рок-тура по России с новым альбомом стихов «Знак Неравенства» (в Петербурге, например, у Веры было шикарное выступление в клубе «Космонавт») поэтесса вернулась в город на Неве и решила устроить «домашнюю» лирическую презентацию DVD. На экране — фрагменты ее выступлений. В промежутках на сцене она читает свои стихи под аккомпанемент пианиста Артема Комиссарова и гитару Ольги Зубковой. Про этих музыкантов вообще можно сделать отдельные материалы, и «W» их обязательно сделает.
На презентации Полозковой в Доме кино был аншлаг.
Послушать поэтессу приехали самые разные зрители.
Смех (To Yoav)
Каждый из нас — это частный случай музыки и помех
Так что слушай, садись и слушай божий ритмичный смех
Ты лишь герц его, сот, ячейка, то, на что звук разбит
Он таинственный голос чей-то, мерный упрямый бит
Он внутри у тебя стучится, тут, под воротничком
Тут, под горлом, из-под ключицы, если лежать ничком
Стоит капельку подучиться — станешь проводником
Будешь кабель его, антенна, сеть, радиоволна
Чтоб земля была нощно, денно смехом его полна
Как тебя пронижет и прополощет, чтоб забыл себя ощущать,
Чтоб стал гладким, словно каштан, на ощупь, чтобы некуда упрощать
Чтобы пуст был, словно ночная площадь, некого винить и порабощать
Был как старый балкон — усыпан пеплом, листьями и лузгой
Шел каким-то шипеньем сиплым, был пустынный песок, изгой
А проснешься любимым сыном, чистый, целый, нагой, другой
Весь в холодном сиянье синем, распускающемся дугой
Сядешь в поезд, поедешь в сити, кошелек на дне рюкзака
Обнаружишь, что ты носитель незнакомого языка
Поздороваешься — в гортани, словно ржавчина, хрипотца
Эта ямка у кромки рта мне скажет больше всех черт лица
Здравствуй, брат мой по общей тайне, да, я вижу в тебе отца
Здравствуй, брат мой, кто независим от гордыни — тот белый маг
Мы не буквы господних писем, мы держатели для бумаг
Мы не оптика, а оправа, мы сургуч под его печать
Старость — думать, что выбил право наставлять или поучать
Мы динамики, а не звуки, пусть тебя не пугает смерть
Если выучиться разлуке, то нетрудно ее суметь
Будь умерен в питье и пище, не стремись осчастливить всех
Мы трансляторы: чем мы чище, тем слышнее господень смех
Мы оттенок его, подробность, блик на красном и золотом
Будем чистыми — он по гроб нас не оставит. Да и потом
Нет забавней его народца, что зовет его по часам
Избирает в своем болотце, ждет инструкции к чудесам
Ходит в Мекку, святит колодцы, ставит певчих по голосам
Слушай, слушай, как он смеется
Над собою смеется сам