Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Не напрасно ты надела самый лучший свой наряд…

До 14 сентября в Малом выставочном зале Петербургского музея кукол открыта выставка «Секреты моей бабушки»

Основа экспозиции — предметы, давным-давно вышедшие из обихода: дамские пудреницы. Сейчас, конечно, тоже есть пудреницы, но сделаны они из пластмассы, продаются вместе с пудрой, а когда пудра кончается, без сожаления выбрасываются на помойку. Пудреницы, представленные на выставке, совсем другие, их около ста, и выполнены они в стилях ар-деко, модерн, барокко из фарфора или металла. Есть даже пудреница, украшенная янтарем: «Это настоящий янтарь, не выращенный», — утверждает петербургский коллекционер Георгий Иванов.

Пудреница «Первые собаки, полетевшие в космос. Белка и Стрелка».

Когда Георгия спрашивают, с чего началась его коллекция — может быть, какие-то вещи хранились в семье, он отвечает: «Нет, в нашей семье старинные вещи не сохранились. Поэтому, наверное, я и начал собирать эту коллекцию. Что-то нашел на помойке — после смерти владельцев наследники, сочтя эти вещи малоценными, просто их выбрасывали. А меня, наоборот, интересует то, чего в современной жизни уже не встретишь».

Любителям истории наверняка будут интересны советские пудреницы: тогда считалось, что поле для агитации и пропаганды — везде, в том числе и на женских безделушках. Есть на выставке пудреницы с пятиконечной звездой, с портретом работницы в косыночке, с мухинскими «Рабочим и колхозницей». Увидим мы и пудреницы, выпущенные к фестивалю молодежи и студентов, к строительству ленинградского метро, к полету в космос Белки и Стрелки, к различным спортивным событиям. Советская символика смотрелась на крышечках пудрениц отнюдь не брутально: изображения сохраняли стилистику декоративно-прикладного искусства и были вполне приятны глазу.

«Я постарался проследить историю женского туалетного столика с XVIII века по 1950-е; два стенда посвящены XIX веку. Самая старинная вещь здесь — вышитый детский костюм, изготовленный в Ладож­ском Успенском монастыре, где была заточена Евдокия Лопухина, первая жена Петра Первого; по преданию, она костюмчик и вышила», — говорит Георгий.

Отдельная витрина посвящена театру. «Я хотел показать, как женщины в 1950-е собирались в театр. Примерно такие вещи находились на туалетных столиках модниц тех лет, так они одевались. Обратите внимание, — Георгий показывает на тоненький желтый шарфик на шее манекена, — это очень популярный в те времена газовый шарфик, они назывались в просторечии газовка, и дамы очень часто дополняли свой наряд подобным аксессуаром».

↑ Наверх