«Не обижайте слабого, пусть он и не прав»
Пешеходы и водители: классовая ненависть?
Примерно месяц назад Федерация автовладельцев России предложила ГИБДД увеличить штрафы для пешеходов за переход дороги на красный свет до трех тысяч рублей. Сейчас за это нарушение пешеход расстанется с двумя или тремя сотнями кровных, что явно не работает — ведь подчас некоторые из них ведут себя на дороге безответственно, вызывающе, провоцируя аварийные ситуации.
А тут еще и весенние каникулы на носу, что означает не только беззаботный детский смех во дворах, но и такие же беззаботные «забеги» по проезжей части. Поэтому, смешавшись с толпой, корреспондент «Вечернего Петербурга» попытался разобраться в причинах извечного противостояния пешеход — водитель и найти если не решение проблемы, то хотя бы «корень зла».

Пока наш город не станет удобным для всех, безопасность могут обеспечить лишь сами водители.
Зовут Валентин. Сорок восемь лет. Наладчик холодильного оборудования. Есть дочка. Абсолютно трезв. Из вредных привычек — только табакокурение. Я догадывался, что он мне ответит. Но не думал, что в таких жестких формулировках. «Ну сбил бы он меня, — говорит наладчик оборудования, — и был бы виновен! Шел-то он с превышением, небось, и к тому же в момент удара «в меня» уже горел бы зеленый, и этот... сел бы надолго!»
И где же логика: когда у тебя есть работа, дети, жена, неужели не жалко хотя бы своей жизни, лишь бы подставить неизвестного тебе человека на постсоветском ведре?! Как выяснилось, не особо-то и жалко: «Зато будет урок ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ...»
На протяжении недели я «развлекался», расспрашивая пешеходов: «Господа, почему вы стоите не на тротуаре, а на проезжей части, как кегли?», «Дамы, почему вы топаете на шпильках под красный со скоростью два метра в год?», «Бабушки, зачем вы с пакетами и тюками перебегаете там, где перехода не просто нет, а он запрещен?», «Парни, зачем вы без повода демонстрируете средний палец водилам в лобовые стекла?» Из всех ответов моих респондентов следует лишь одно: это классовая ненависть, сдобренная духом истинных камикадзе.
КОММЕНТАРИИ
Валерий Козлов, доктор медицинских наук и эксперт по «человеческому фактору», утверждает, что причина неадекватного поведения пешеходов скрыта в незнании ими технических особенностей управления автомобилем, в стремлении «успеть все и везде», выражаясь научным языком — в доминировании стремления достичь высокой эффективности над природным инстинктом собственной безопасности.
Но есть ощущение, что это не совсем так: ведь многие из пешеходов, опрошенных мною, неплохо осведомлены о том, что такое тормозной путь автомобиля, реакция водителя, отвлекающий фактор... Здесь явно имеет место раздражение, злость. Создается ощущение, что многие нарушают назло автомобилистам. Поэтому за ответом на извечный вопрос: «почему?» я обратился к Татьяне Десятковой, клиническому психологу ГПБ № 6.
— Причины такой взаимной нелюбви лежат на поверхности, — объясняет Татьяна. — Для образования конфликтной ситуации достаточно наличия сторон, являющихся носителями разнонаправленных целей и интересов. Водителю нужно припарковать автомобиль, пешеходу нужно побыстрее куда-то дойти. И если машина ему хотя бы малейшим образом помешает, то конфликт неизбежен, так как происходит явное столкновение интересов. Стоит учесть, что вокруг нас — масса усугубляющих это явление факторов: узкие тротуары, отсутствие нормальных парковок и транспортных развязок, опаздывающий общественный транспорт… Сама среда обитания отчасти нас провоцирует на конфликт. Но все упирается именно в сущность индивидуума, в ценностные характеристики личности. Одному типу людей свойственна «стратегия сотрудничества», и они обладают навыками эффективной коммуникации, самоконтроля и саморегуляции эмоциональной сферы, они способны на компромисс. Такие пешеходы и водители не мчатся на красный свет, им проще не допустить конфликта изначально. И не потому, что они слабы или уязвимы, — этот тип людей просто не считает конфликт целесообразным с точки зрения экономии энергии. Другому же виду личностей присущи деструктивные установки, и вот как раз они-то и представляют наибольшую опасность на дороге. В жизни они руководствуются эгоистическими мотивами, им свойственна неуступчивость, консерватизм, потребность в самоутверждении за счет других, они стремятся к доминированию, критичны и требовательны к окружающим при попустительском отношении к последствиям своих поступков, их самооценка либо занижена, либо неоправданно завышена. Часто такие личности порождают «конфликт ради конфликта». Они спокойно могут подвергнуть опасности не только себя, но и окружающих, просто доказывая кому-то что-то или выражая свое раздражение.
— И как обезопасить таких людей от самих себя в рамках дорожного движения?
— Пока наш город не станет удобным для всех, пока не будет построено больше подземных и надземных переходов на широких улицах с плотным движением, безопасность могут обеспечить лишь сами водители: быть внимательнее, предусмотрительнее, проявлять терпение.
Есть множество простых советов, как избежать конфликта:
- Взять ту же парковку: не ставьте автомобиль там, где он может помешать, например, блокируя какую-нибудь удобную тропинку во дворе, по которой ходят уже три поколения жильцов.
- Не наглейте, бросая машину на пешеходном переходе! Это не только идет вразрез с ПДД, но и не по совести.
- Не провоцируйте пешеходов резким торможением у зебры.
- Подъезжая к перегруженному пешеходному переходу, сбросьте скорость, и это избавит вас от экстренного торможения.
- Двигаясь по спальному району днем, не гоните, ведь там множество школ и маленьких магазинов, куда ходят пожилые люди и дети.
В конечном счете получается так, что вы, сидя за рулем своего авто, в данной ситуации сильнее. Не обижайте слабого, пусть он и не прав.
Метки: Про петербуржцев Про Петербург Из первых рук Безопасность
Важно: Правила перепоста материалов