Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

«Не обижайте слабого, пусть он и не прав»

Пешеходы и водители: классовая ненависть?

Примерно месяц назад Федерация автовладельцев России предложила ГИБДД увеличить штрафы для пешеходов за переход дороги на красный свет до трех тысяч рублей. Сейчас за это нарушение пешеход расстанется с двумя или тремя сотнями кровных, что явно не работает — ведь подчас некоторые из них ведут себя на дороге безответственно, вызывающе, провоцируя аварийные ситуации.

А тут еще и весенние каникулы на носу, что означает не только беззаботный детский смех во дворах, но и такие же беззаботные «забеги» по проезжей части. Поэтому, смешавшись с толпой, корреспондент «Вечернего Петербурга» попытался разобраться в причинах извечного противостояния пешеход — водитель и найти если не решение проблемы, то хотя бы «корень зла».

Пока наш город не станет удобным для всех, безопасность могут обеспечить лишь сами водители.

 

Картина: Каменноостровский проспект рядом с Австрийской площадью, пешеходам догорает красный, но кто-то из них на самом краю тротуара, кто-то уже спрыгнул с поребрика на проезжую часть, а вот вроде взрослый мужчина вовсю шагает на запрещающий сигнал светофора, игнорируя истерически вопящую сигналом «Волгу». Визг тормозов, машину тащит боком на скользком асфальте — водитель еле удерживает тяжелое авто. Мужчина на зебре ухмыляется. Водитель «Волги», одуревший от случившегося, высовываясь из окна, орет что-то. Нецензурно, конечно. Но я его понимаю: по вине беспечного пешехода могло произойти серьезное ДТП. Я решил разобраться в мотивации «беспечного» — догнал и побеседовал.

Зовут Валентин. Сорок восемь лет. Наладчик холодильного оборудования. Есть дочка. Абсолютно трезв. Из вредных привычек — только табакокурение. Я догадывался, что он мне ответит. Но не думал, что в таких жестких формулировках. «Ну сбил бы он меня, — говорит наладчик оборудования, — и был бы виновен! Шел-то он с превышением, небось, и к тому же в момент удара «в меня» уже горел бы зеленый, и этот... сел бы надолго!»

И где же логика: когда у тебя есть работа, дети, жена, неужели не жалко хотя бы своей жизни, лишь бы подставить неизвестного тебе человека на постсоветском ведре?! Как выяснилось, не особо-то и жалко: «Зато будет урок ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ...»

На протяжении недели я «развлекался», расспрашивая пешеходов: «Господа, почему вы стоите не на тротуаре, а на проезжей части, как кегли?», «Дамы, почему вы топаете на шпильках под красный со скоростью два метра в год?», «Бабушки, зачем вы с пакетами и тюками перебегаете там, где перехода не просто нет, а он запрещен?», «Парни, зачем вы без повода демонстрируете средний палец водилам в лобовые стекла?» Из всех ответов моих респондентов следует лишь одно: это классовая ненависть, сдобренная духом истинных камикадзе.

КОММЕНТАРИИ

Валерий Козлов, доктор медицинских наук и эксперт по «человеческому фактору», утверждает, что причина неадекватного поведения пешеходов скрыта в незнании ими технических особенностей управления автомобилем, в стремлении «успеть все и везде», выражаясь научным языком — в доминировании стремления достичь высокой эффективности над природным инстинктом собственной безопасности.

Но есть ощущение, что это не совсем так: ведь многие из пешеходов, опрошенных мною, неплохо осведомлены о том, что такое тормозной путь автомобиля, реакция водителя, отвлекающий фактор... Здесь явно имеет место раздражение, злость. Создается ощущение, что многие нарушают назло автомобилистам. Поэтому за ответом на извечный вопрос: «почему?» я обратился к Татьяне Десятковой, клиническому психологу ГПБ № 6.

— Причины такой взаимной нелюбви лежат на поверхности, — объясняет Татьяна. — Для образования конфликтной ситуации достаточно наличия сторон, являющихся носителями разнонаправленных целей и интересов. Водителю нужно припарковать автомобиль, пешеходу нужно побыстрее куда-то дойти. И если машина ему хотя бы малейшим образом помешает, то конфликт неизбежен, так как происходит явное столкновение интересов. Стоит учесть, что вокруг нас — масса усугубляющих это явление факторов: узкие тротуары, отсутствие нормальных парковок и транспортных развязок, опаздывающий общественный транспорт… Сама среда обитания отчасти нас провоцирует на конфликт. Но все упирается именно в сущность индивидуума, в ценностные характеристики личности. Одному типу людей свойственна «стратегия сотрудничества», и они обладают навыками эффективной коммуникации, самоконтроля и саморегуляции эмоциональной сферы, они способны на компромисс. Такие пешеходы и водители не мчатся на красный свет, им проще не допустить конфликта изначально. И не потому, что они слабы или уязвимы, — этот тип людей просто не считает конфликт целесообразным с точки зрения экономии энергии. Другому же виду личностей присущи деструктивные установки, и вот как раз они-то и представляют наибольшую опасность на дороге. В жизни они руководствуются эгоистическими мотивами, им свойственна неуступчивость, консерватизм, потребность в самоутверждении за счет других, они стремятся к доминированию, критичны и требовательны к окружающим при попустительском отношении к последствиям своих поступков, их самооценка либо занижена, либо неоправданно завышена. Часто такие личности порождают «конфликт ради конфликта». Они спокойно могут подвергнуть опасности не только себя, но и окружающих, просто доказывая кому-то что-то или выражая свое раздражение.

— И как обезопасить таких людей от самих себя в рамках дорожного движения?
— Пока наш город не станет удобным для всех, пока не будет построено больше подземных и надземных переходов на широких улицах с плотным движением, безопасность могут обеспечить лишь сами водители: быть внимательнее, предусмотрительнее, проявлять терпение.

Есть множество простых советов, как избежать конфликта:

  •  Взять ту же парковку: не ставьте автомобиль там, где он может помешать, например, блокируя какую-нибудь удобную тропинку во дворе, по которой ходят уже три поколения жильцов.
  •  Не наглейте, бросая машину на пешеходном переходе! Это не только идет вразрез с ПДД, но и не по совести.
  •  Не провоцируйте пешеходов резким торможением у зебры.
  • Подъезжая к перегруженному пешеходному переходу, сбросьте скорость, и это избавит вас от экстренного торможения.
  •  Двигаясь по спальному району днем, не гоните, ведь там множество школ и маленьких магазинов, куда ходят пожилые люди и дети.

В конечном счете получается так, что вы, сидя за рулем своего авто, в данной ситуации сильнее. Не обижайте слабого, пусть он и не прав.

↑ Наверх