«Не обращайте внимания на отказ. Принимайте парад сами!..»
70 лет назад в столице поверженной Германии состоялся парад Победы союзных войск
Когда говорят о Параде Победы 1945 года, то имеют в виду Московский парад 24 июня, известный нам по хрестоматийным снимкам и видеохроникам. Однако кроме него в том году было еще целых три парада Победы. Первый состоялся 4 мая в Берлине — в нем участвовали бойцы, только что взявшие германскую столицу: они шагали мимо дымящихся Бранденбургских ворот в прокопченных гимнастерках. 16 сентября прошел парад Красной армии в Харбине. А общий (и единственный) парад союзных войск был организован 7 сентября в Берлине. Командовал им английский генерал Нэйрс, принимал — маршал Жуков. Колонна из 52 советских тяжелых танков ИС-3 из состава 2-й гвардейской танковой армии во время Берлинского парада проходит по Шарлоттенбургскому шоссе Фото: topwar.ru
Инициатива проведения торжества исходила от советской стороны. Парад должны были принимать главнокомандующие войсками Советского Союза, США, Англии, Франции. Однако в последний момент атташе западной стороны известил: главнокомандующие не смогут участвовать, вместо них прибудут просто высокопоставленные генералы.
В своей книге воспоминаний маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков об этом эпизоде писал: «Я тотчас позвонил Сталину. Выслушав мой доклад, он сказал: «Они хотят принизить значение парада. Подождите, они еще не такие будут выкидывать фокусы. Не обращайте внимания, принимайте парад сами. Тем более на это мы имеем больше прав, чем они». Непринятие триумфа Советской армии уже тогда было налицо…
В 11 часов по московскому времени участники собрались в центре Берлина — в Тиргартене. На улицах, прилегающих к парку, расположились боевые машины и войска четырех армий. К трибунам в открытой машине подъехал Жуков. Воины встретили его громкими «ура!» и «виват!».
Закончив смотр, маршал выступил с короткой речью: «Отныне человечество избавилось от угрозы немецкого нашествия на Западе и японского разбоя на Востоке. Армии союзных войск окончательно уничтожили два очага мировой агрессии. Теперь нам предстоит закрепить Победу прочным, длительным и справедливым миром…»
Шествие парада открыла советская пехота — сводный полк 248-й стрелковой дивизии, штурмовавшей Берлин. Возглавлял строй Герой Советского Союза подполковник Георгий Ленев. Затем прошел французский отряд: пехотинцы, партизаны, альпийские стрелки, колониальные войска — участники боев в Тунисе, у берегов Рейна, в Баварии и Тироле. Далее — британский полк, воевавший в Южной и Западной Европе, Африке, в том числе шотландские солдаты-волынщики в клетчатых юбках и белых гольфах. За ними — американские десантники 82-й парашютной дивизии, в защитного цвета куртках и штанах, на головах — синие береты, на ногах — желтые ботинки на толстой подошве: они прошли через Францию и Западную Германию к берегам Эльбы.
После двинулись танки, самоходки и пушки. Первыми по четыре в ряд прошли английские машины. Вслед за ними — американские и французские. Завершала парад советская техника — тяжелые танки ИС-3.
Вот как описал строй наших танков участник парада полковник Сергей Прага: «У головной машины находился ее водитель — гвардии старшина Константин Маслов, бывший тракторист, герой форсирования Десны, Одера, уличных боев в Берлине. Командир следующего танка — лейтенант Илья Григорьев, крестьянин-чуваш, дравшийся в Сталинграде, на Курской дуге. Далее — старший лейтенант Иван Черенков, бывший учитель. Он освобождал Белоруссию, Польшу…»
Когда гул моторов и грохот гусениц смолкли, раздались один за другим гимны четырех стран-победительниц. На парад пришли посмотреть около 20 тысяч берлинцев.
В своем донесении об итогах парада маршал Жуков отмечал: «Парад прошел хорошо. Однако следует отметить — в британских и французских войсках не было должной подтянутости и воинского вида, строевой шаг не отработан, равнение в рядах слабое, ранжир не соблюдается. Наша пехота выгодно выделялась четким строевым шагом, молодцеватостью, подтянутостью…»
Уже через год страны — участники союзнического парада окажутся по разные стороны фронта начавшейся холодной войны…