Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

«Не поведу тебя в музей!» — сказала мне сестра

С 1 сентября культпоход в музей может стать дорогим удовольствием. Льготы на билеты в музеи для студентов и школьников не предусмотрены в новом Законе об образовании

Помощник председателя петербургского комитета по культуре Мария Ожигина заявила, что пока комментировать новшество не готова, так как та часть закона, где говорится о посещении музеев, вступает в силу лишь в сентябре. И пока местные юристы изучают этот вопрос и готовят комментарии.

Теперь музеи сами будут решать, впускать ли бесплатно студентов и школьников.

В то же время Мария Ожигина заметила: «Сегодня билет в Музей Ахматовой стоит 80 рублей, для школьников и студентов — вдвое дешевле. Билет в Музей хлеба обходится в 60 рублей, для льготных категорий — 30 рублей». Это вполне подъемная сумма, считает Ожигина, во всяком случае «дешевле, чем 5 минут попрыгать на батуте в парке развлечений».

Помощник председателя комитета по культуре попросила не забывать, что «каждый музей — это великий труд скромных и очень профессиональных людей, которые сохраняют для будущих поколений память человечества». К тому же все деньги, которые люди платят за посещение музеев, идут в том числе и на зарплаты сотрудников. 

В Эрмитаже и Русском музее тоже от комментариев пока воздерживаются. Скорее всего Эрмитаж при любом раскладе не откажется от льгот для студентов и школьников, которые сохранялись здесь даже в самые тяжелые в экономическом отношении 90-е годы. 

С 1 сентября могут быть отменены льготы на билеты в музеи для студентов и школьников. Как вы к этому относитесь?

Вера Бирон, замдиректора Музея-квартиры Достоевского: 

— На мой взгляд, это ужасно. В цивилизованных странах стремятся увеличивать категории льгот для посещения музеев. А наши законодатели шаг за шагом все дальше отодвигают культуру. Им кажется, видимо, что в стране достаточно «музеев под открытым небом» и это обеспечивает культурный уровень. Но школьники и студенты, которые перестанут ходить в музеи, скоро не смогут оценить городские достопримечательности. «Немузейное» поколение не будет водить в музей и своих детей. Музеи без посетителей превратятся в хранилища. А те музеи, которые будут бороться за посещаемость, станут развлекательными центрами. Страна не должна экономить на образовании детей, в этом я убеждена.

Алексей Бойко, кандидат искусствоведения, музейный педагог, лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства:

— Кто сказал, что льготы отменяются? От кого граждане услышали об этом решении: от министра культуры? директоров музеев? Нет, ни одного высказывания и решения на этот счет нет. Исчезло требование закона, действовавшее для студентов очной формы обучения. Однако не появилось новой федеральной или региональной нормы — мол, обязательно следует сделать платным посещение студентами музея. Такого требования нет! Следовательно, ответственность за решение вопроса — на руководителях и учредителях музеев. Думаю, что даже в той противоречивой экономической ситуации, в которой находятся учреждения культуры, ни Петербург, ни Москва не станут ее улучшать за счет стипендий и приработков учащейся молодежи.

Ванда Рисс, искусствовед:

— Недавно у меня гостили друзья из-за рубежа. И конечно, Русский музей был первым в нашей программе. Я рассказывала им и о музее, и о художниках, и о произведениях, выставленных в знакомых с детства залах. «Ты говоришь так, — сказали друзья, — будто это — твой дом...» А это действительно мой Дом! И произошло так потому, что в школьные и студенческие годы я, не задумываясь ни о чем, могла заглянуть в Русский музей по желанию. Ограничением было лишь наличие свободного времени. Культуры можно было «потреблять» столько, насколько велика была потребность. Не помню, увы, бесплатным ли было посещение музеев для учащейся молодежи, или плата была символической, но и мои иногородние однокурсники, жившие на стипендию, имели возможность приобщения к прекрасному. Эти воспоминания связаны с угрозой отмены льгот на посещение музеев школьниками и студентами. Если так произойдет, то перед студентом встанет выбор: пища обычная или духовная. И далеко не всякий школьник заглянет в музей, проходя мимо. И не скажет им потом с удивлением и завистью заезжий гость: «Как будто музей — твой дом».

Андрей Сигле, композитор, продюсер:

— Говорить: «Какие гады музеи, что не пускают школьников, пусть ходят бесплатно» — это популизм. Можно пускать бесплатно и в театры, и в кино. Только у нас тогда не останется ни музеев, ни театров, ни кинотеатров: они вымрут. Потому что они и так на ладан дышат. Мы же все находимся сейчас, как это декларируется, в рамках рыночной экономики. И музеи должны каким-то образом выживать, продавать билеты. С какой стати они будут лишаться своей основной статьи дохода? Понятно, что должны быть какие-то социальные программы, облегчающие жизнь населению, дающие возможность школьникам и студентам бывать в музеях. Посещение музеев, безусловно, необходимо для школьников. Если они перестанут и в музеи ходить, то останутся один на один с Интернетом. И все — гибель подрастающему поколению. Они должны ходить и в театры, в кинотеатры, должны читать книжки. Но нельзя это делать за счет предприятий культуры.

Наталья Крылова, искусствовед:

— Как можно к этому относиться? С отменой льгот для студентов я еще могу смириться, потому что, в конце концов, студент — это уже взрослый человек, сам может решить — выпить пива пару-тройку бутылок или сэкономить для интеллектуального развития. К тому же многие студенты в современной России сейчас учатся за плату, многие сами подрабатывают. Но школьники! По-моему, это кощунство. Если у мамы с папой два ребенка-школьника, то только за вход в музей они заплатят на семью 1000 рублей. Вряд ли такие походы будут постоянными у семей со средним достатком. Дело в том, что те, кто может платить столько и еще 10 раз по столько, в музеи-то особенно не ходят. А вот те, для кого это насущная потребность, вполне возможно, уже не смогут заплатить. Или просто станут ходить реже.

Александр Сокуров, кинорежиссер:

— Такого не должно быть. Я решительный противник вообще платного образования в России — высшего, среднего, второго — любого. И конечно, посещение музеев и для студентов, и для школьников должно быть круглый год бесплатным. Это должно быть утверждено на уровне конституционной нормы. Для чего-то же государство существует? По-моему, для того, чтобы мы оставались в цивилизованном состоянии, в рамках какого-то приличия. То, что происходит, — это принципиальная ошибка нашего правительства.

↑ Наверх