Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 7 января 2025

Не сдам, так разобью!

Производители стеклотары хотят запретить россиянам сдавать бутылки

Экологи обратились в Таможенный союз с просьбой разъяснить, чем руководствовались его специалисты, приняв решение о прекращении возвратного оборота стеклянной тары в пивоварении России, Белоруссии и Казахстана.

Напомним, что 16 августа комиссия Таможенного союза приняла технический регламент «О безопасности упаковки», который должен вступить в силу с 1 июля 2012 года. Он запрещает пивоварам трех республик принимать уже единожды сошедшие с конвейера бутылки. По мнению правозащитников, это решение не только нецивилизованное, но и откровенно вредное для принятых сейчас стратегических направлений — экологии и энергосбережения.

Мало того, они усматривают в этом происки коррупционного лобби, отмечая, что идея запретить оборотную стеклотару принадлежит руководству стеклотарного завода «Рустжам-Кубань».

Как рассказал корреспонденту «ВП» директор по корпоративным связям и информации крупной пивоваренной компании Алексей Кедрин, этот документ был принят без широкого публичного обсуждения с участниками рынка и экспертами: «Цель запрета неочевидна. Если рассматривать международную практику, то такой запрет оборотной тары противоречит общемировым тенденциям. Во всем мире предприятия пищевой промышленности, в том числе пивоваренные заводы, используют оборотную стеклянную бутылку. У нас даже действует проект «Оборотная бутылка», к которому мы привлекаем население, бизнес-партнеров и экологические организации. Запрет на возврат тары разрушит созданную и поддерживаемую пивоваренными компаниями систему сбора бутылок, что, если учесть объемы стеклотарного производства, может обострить проблему замусоривания городов и привести к росту свалок».

С ним солидарны и другие пивовары. При этом, по оценкам экспертов, запрет скажется, главным образом, на средних и мелких пивоварнях. Если объемы продукции, разливаемой в оборотную бутылку, составляют в крупных компаниях от 1 до 10 процентов общих объемов, то для средних и мелких предприятий эта цифра может быть существенно выше — до 15 процентов.

По мнению же правозащитников, у этой проблемы есть несколько аспектов.

Сдачей бутылок не гнушались ни в советское время, ни в постперестроечные годы. Фото: Интерпресс

Первый — социальный. Все, кто жил еще в СССР, помнят, что не пропадала ни одна пустая бутылка. Обеспеченные семьи не гнушались копить их и сдавать по 20 копеек за штуку. После перестройки традиция сохранялась, но цена снижалась. Первый серьезный удар по возвратной таре в Петербурге был нанесен при губернаторе Валентине Матвиенко, объявившей кампанию по закрытию ларьков у метро, на остановках общественного транспорта и так далее. Ведь почти в каждый из них можно было вернуть бутылку. Как поведали корреспонденту «ВП» бомжи, промышляющие «собирательством» давно, в начале двухтысячных бутылку принимали по 1,5 — 2 рубля. Сейчас остались только пункты приемки стеклотары, где больше рубля за одну не дают. Тем не менее этот бизнес до сих пор кормит многих неимущих.

Второй аспект — экологический. По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, при имеющихся объемах производства вследствие этого запрета стране придется ежегодно утилизировать порядка 15 — 16 миллиардов бутылок. По самым примитивным подсчетам, это около 8 миллионов кубометров отходов — столько, сколько ежегодно отходов производится Петербургом. А их уже девать некуда. Стеклотарные заводы предлагают сдавать им бой. Это регламент разрешает. Но бой не принимают больше чем за 20 копеек. А это даже бомжам невыгодно.

Третий аспект — сбережение ресурсов и энергии. Как сообщили корреспонденту «ВП» в «Гринписе России», экспертами подсчитано, что для производства тонны бутылок расходуется около 1,2 тонны природного сырья (в том числе 0,59 тонны кварцевого песка, 0,172 тонны известняка, 0,186 тонны соды и 0,072 тонны полевого шпата). Также надо израсходовать 4 мВт/час электроэнергии. Между тем энергии, которая уходит на создание всего одной бутылки, хватит на 7-часовую работу компьютера и на сутки работы энергосберегающей лампы.

Переплавка бутылок тоже не решает проблемы. Да, это позволит снизить расход материалов, но энергии при этом будет тратиться лишь на 20 процентов меньше. Стерилизация же одной бутылки «жрет» в 20 раз меньше энергии, чем производство новой.

Мало того, в пивоваренной компании корреспонденту «ВП» разъяснили, что по существующим нормативам они обязаны мыть все бутылки — как оборотные, так и те, которые приходят с завода.

Между тем приоритет повторного использования продукции, включая стеклотару, установлен специальной директивой Европейского парламента. В большинстве стран Европейского Союза, подражать которому мы всегда стремились, законодательно установлена так называемая залоговая стоимость тары, которая в обязательном порядке взимается при покупке напитка и возвращается при сдаче бутылки в пункт приема. В этом случае ценность пустой бутылки доходит до 10 — 12 рублей по нашим деньгам. В России соответствующий законопроект депутаты Госдумы пытаются принять с 2002 года. Но им все время что-то мешает.

Михаил ТЕЛЕХОВ
↑ Наверх